Совокупность различного рода религиозных течений и организаций, возникших в результате
раскола Русской православной церкви, произошедшего в середине XVII века, и отказавшихся признать церковную реформу патриарха
Никона.
Реформы Никона основывались на стремлении объединить обряды русской и греческой православных церквей. В 1653 г. перед началом Великого поста
Никон объявил об отмене двуперстного крестного знамения, которое предписывалось постановлением Стоглавого собора 1551 г. и о введении "греческого" трехперстного знамения. Открытое возмущение ряда священнослужителей этим решением послужило поводом для начала репрессий против церковной оппозиции.
Продолжением реформ явилось решение церковного собора 1654 г. о приведении ряда церковных книг в полное соответствие с текстами древних славянских и греческих книг. Возмущение народа вызвал тот факт, что, вопреки решению собора, исправления вносились не по старинным, а по новопечатным киевским и греческим книгам.
Так как расхождения между государственной церковью и старообрядчеством касались лишь некоторых обрядов и неточностей перевода богослужебных книг, то догматических расхождений между старообрядцами и
Русской православной церковью практически нет. Для раннего старообрядчества были характерны
эсхатологические представления, однако постепенно они перестали занимать большое место в мировоззрении старообрядцев. Старообрядцы сохранили двуперстное крестное знамение, крест признается только восьмиконечный. На
проскомидии употребляется семь просфор, а не пять, как в
официальном православии. Во время богослужения отдаются только земные поклоны. Во время совершения церковных обрядов старообрядцы ходят по солнцу, православные - против солнца. В конце молитвы произносится "аллилуйя" два раза, а не три. Слово "Иисус" в старообрядчество пишется и произносится как "Исус".
Для раннего старообрядчества характерно отрицание "мира" - крепостнического государства, в котором господствует
Антихрист. Старообрядцы отказались от любого общения с "мирскими", придерживались строгого аскетизма и регламентированного образа жизни.
На Московском соборе 1666 - 1667 г. противники реформ
Никона были преданы анафеме. Часть из них, в том числе
Аввакум Петрович и
Лазарь, были сосланы и позднее казнены. Другие, спасаясь от преследований, бежали в отдаленные районы. Противники
Никона считали, что после проведения реформ официальное
православие перестало существовать, и стали именовать государственную церковь "никонианством".
В 1667 г. начался Соловецкий бунт - протест монахов Соловецкого монастыря против реформ
Никона. В ответ царь Алексей Михайлович отнял вотчины монастыря и осадил его войсками. Осада продолжалась 8 лет, и только после предательства одного из монахов монастырь был взят.
После гибели Аввакума главой раскола стал Никита Добрынин (Пустосвят), который в июле 1682 г. провел церковный диспут в присутствии царя, однако был арестован и казнен за оскорбление царской чести.
В 1685 г. боярской думой раскол был официально запрещен. Нераскаявшиеся раскольники подлежали различным наказаниям, вплоть до смертной казни.
В конце XVII века старообрядчество разделилось на два больших течения, в зависимости от наличия или отсутствия священства -
поповцев и беспоповцев.
Поповцы признавали необходимость священников при богослужениях и обрядах,
беспоповцы отрицали всякую возможность существования истинного духовенства по причине его истребления
Антихристом.
Во второй половине XVII - начале XVIII вв. старообрядчество жестоко преследовалось, в результате чего было вытеснено в глухие места Поморья, Сибири, на Дон и за пределы России. Жестокость преследований вызвала среди старообрядцев убеждение о воцарении в Москве Антихриста, что привело к идеям о близости конца света и второго пришествия Христа. В этот период в среде беглых старообрядцев появилась крайняя форма протеста в виде самосожжений (гарей, или огненных крещений). Самосожжения получили вероучительное объяснение в виде мистического очищения души от скверны мира. Первый случай массового самосожжения произошел в 1679 г. в Тюмени, где в результате проповеди покончили с собой 1700 человек. Всего до 1690 в результате самосожжений погибло около 20 тысяч человек.
28 февраля 1716 г. царь Петр I издал указ о взимании со старообрядцев государственных податей в двойном размере. В качестве средства для розыска укрывающихся от "двойного оклада" в указе предписывалось всем россиянам ежегодно исповедоваться. С этого момента и до смерти Петра I в 1725 г. относительно либеральная в религиозном отношении внутренняя политика сменилась на политику повсеместного розыска и преследования старообрядцев.
В конце XVIII - начале XIX в. гонения перестали быть массовыми и приняли более цивилизованный характер.
В XIX веке, с кризисом ортодоксальной церкви, ослаблением репрессий, законодательным установлением свободы вероисповедания, старообрядчество получило новое развитие. На 1863 г. численность
поповцев составляла 5 миллионов человек,
поморцев - 2 миллиона, федосеевцев,
филипповцев и бегунов - 1 миллион.
В 1971 г. собор Московского патриархата снял анафему со старообрядцев.
Общая численность старообрядцев на конец XX века - более 3 миллионов человек. Свыше 2 миллионов из них проживает в России.
В настоящее время старообядческие общины, помимо России, имеются в
Белоруссии, Латвии, Литве и Эстонии, в Молдове, Польше, Румынии, Болгарии,
Украине, в США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.
Численно крупнейшее современное православное старообрядческое религиозное
объединение в РФ — Русская Православная Старообрядческая Церковь, насчитывающая
около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Браиле, Румыния.
Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200
общин, причем значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным,
совещательным и координационным органом в современной России является Российский
Совет ДПЦ. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке,
свыше 2 млн чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы,
белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и др.
Духовно-административный центр Русской Древлеправославной Церкви до 2002 года
находился в Новозыбкове Брянской области; с тех пор — в Москве.
В Омске в 1992—2004 годах существовала неоязыческая община инглиан (инглингов),
использующих самоназвание «староверы».
Официально термин "старообрядчество" стал использоваться с 1906 г. К употребляемому термину "раскольники" сами старообрядцы относятся отрицательно, считая себя приверженцами истинной церкви.
Богослужебно-обрядовые особенности
Отличия «древлеправославной» службы от
«новообрядческой»:
- Использование двуперстного крестного знамения
- не допускаются светские типы пения: оперное, партесное, хроматическое и
пр. Церковное пение остаётся строго монодическим, унисонным.
- богослужение проходит по
Иерусалимскому уставу в версии древнерусского типикона «Церковное око».
- нет характерных для новообрядчества сокращений и замен. Кафизмы, стихиры
и песни канонов исполняются полностью.
- не используются
акафисты
(за исключением «Акафиста Исусу Сладчайшему» и «Акафиста Пресвятей
Богородице») и другие позднейшие молитвенные сочинения.
- не служится великопостная служба Пассия, имеющая
католическое происхождение.
- не допускается стояние на коленях.
- сохраняются начальные и исходные поклоны.
- поддерживается синхронность обрядовых действий (ритуал соборной
молитвы): крестное знамение, поклоны и пр. совершаются молящимися в одно и
то же время.
- Великой
Агиасмой
считается вода, освящённая в навечерие Богоявления.
- Крестный ход совершается по солнцу (по часовой стрелке)
- в большинстве течений одобряется присутствие христиан в древнерусской
молитвенной одежде: кафтанах, сарафанах и т. п.
- более широко используются
погласицы в церковном чтении.
- сохраняется применение некоторых дораскольных терминов и старославянское
написание некоторых слов (псалтырь, Иеросалим, Саватий,
Евва, священноинок (а не иеромонах) и др.)