Одно из двух основных течений старообрядчества. Зародилось одновременно с
расколом и окончательно оформилось в последнем десятилетии XVII века.
Поповцы приемлют все 7 таинств
христианства и признают необходимость священников при богослужениях и обрядах.
Традиционно в поповщине ведущую роль играли торговые и промышленные элементы.
Основными центрами поповства изначально был Нижегородский край, где насчитывались десятки тысяч старообрядцев, Донская область, Черниговщина, Стародубье. В XIX веке крупнейшим центром поповства стала община Рогожского кладбища в Москве, в которой ведущую роль играли владельцы мануфактур.
Социальные противоречия и внутренняя борьба привели к образованию различных согласий в поповстве:
перемазовщина,
ветковское согласие,
дьяконово согласие,
лужково согласие.
Поповцам не удалось сразу создать свою церковную иерархию, поскольку епископы, сохранившие старую веру, либо были репрессированы, либо приняли
никонианские реформы. Поэтому старообрядцы-поповцы были вынуждены принимать священников, перебегавших по различным причинам из
Русской православной церкви. За это поповцы получили название "беглопоповцы".
При приеме беглых православных священников поповцы исходили из признания действительности рукоположения в
РПЦ, считая, что благодать в этой церкви сохранилась, несмотря на реформы. Впоследствии, в 1800 г., часть поповцев перешла под юрисдикцию
РПЦ, сохранив дореформенную обрядность и войдя в состав
Единоверческой церкви, другая часть создала собственные иерархии, третья часть перешла в
беспоповщину.
В 1846 г., после перехода в старообрядчество митрополита Боснийского Амвросия, возникла
Белокриницкая иерархия, которая в настоящее время является одним из самых крупных старообрядческих направлений.
По догматике поповцы практически не отличаются от
православных, однако придерживаются при этом старой, дониконианской, культовой обрядности. Для поповцев характерно участие в церковной жизни не только священнослужителей, но и мирян.
Численность поповцев на конец XX века составляет около 1,5 миллиона человек, большая часть которых сосредоточена в России (самые большие группы находятся в Московской и Ростовской областях).
В настоящее время поповцы делятся на три основные группы:
Единоверческая церковь,
Русская православная старообрядческая церковь и
Русская древлеправославная церковь.