Одно из направлений поповского течения в
старообрядчестве. Сформировалось в 80-е годы XVIII в. с разрешения российских властей. Находится под юрисдикцией
Русской православной церкви. В основе течения - доведенная до абсолюта идея принятия священников из официальной церкви. Основатель течения - архиепископ Никифор Феотоний, соорудивший в с.Знаменском Елисаветградского уезда церковь для старообрядцев.
Причиной возникновения единоверческой церкви стало ослабление эсхатологических и антихристологических идей в
поповстве, в результате чего часть поповцев стала допускать соглашательство и компромисс с официальной
православной церковью.
Официальное признание единоверцы получили в царствование императора Павла I, утвердившего 16 пунктов, при соблюдении которых старообрядцы-единоверцы согласились присоединиться к православию.
Благодаря официальному признанию властями, в период репрессий Николая I против старообрядцев единоверцы получили сильное развитие. В 1851 г. в России насчитывалось 179 единоверческих церквей. Многие старообрядцы, в частности московские федосеевцы, перешли в единоверие. Очевидно, что светские и церковные власти ставили целью полный перевод всего старообрядчества в единоверие, в связи с чем максимально способствовали развитию единоверия с усилением репрессий против остальных старообрядческих течений. На Иргизе единоверие даже устанавливалось принудительно, при участии полиции.
В Москве центром единоверия стал Никольский монастырь.
В 20-е годы XX в. часть единоверцев перешла в
катакомбную церковь, сформировав
климентовскую ветвь.
В единоверческой церкви служба ведется в соответствии с
старообрядческими правилами, но священники находятся в подчинении у синода
РПЦ.
На конец XX в. незначительное число единоверцев находилось в Москве и Подмосковье, в Иваново, Нижнем Новгороде и в Латвии.