Христианство
Христиа́нство (от греч. Χριστός —
«помазанник», «мессия») — монотеистическая религия, наряду с исламом и буддизмом входит в число трёх
мировых религий.
Христианство возникло в I в. н. э. в Палестине, находившейся на тот момент
под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые
десятилетия своего существования получило распространение и в других
провинциях и среди других этнических групп. В настоящее время христианство
является одной из самых распространенных религий мира — её исповедуют более
четверти человечества. Христианство занимает первое место в мире по
географической распространённости, то есть почти в каждой стране мира есть
хоть одна христианская община.
Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и
средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, благодаря
проповедям апостола Павла оно приобрело множество последователей среди
других народов («язычников»). До V века распространение христианства
происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а
также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в
дальнейшем (в основном во 2-ой половине 1-го тысячелетия) — среди германских
и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и
финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне
Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности
миссионеров.
Ортодоксальная (католики,
православные и
протестанты) точка зрения
утверждает, что Иисус Христос — это Богочеловек — не полубог или герой, но
существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и
человеческую природу. Вочеловечившийся Сын Божий, единосущный своему Отцу.
Арианство считало Иисуса Христа совершенным творением Бога созданным прежде
мира. Несторианство разделяло божественную природу Логоса и человеческую
природу Иисуса. Монофизитство, напротив, говорящее о поглощении человеческой
природы Иисуса божественной природой Логоса.
Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию
Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения.
Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и
духом, устремленным к Богу. Между тем, человек един, посему спасению (воскресению
и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело.
Совершенным человеком, неслиянно соединенным с божественной природой,
является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и иные формы
посмертного существования: в аду, раю и в чистилище (только у
католиков).
С концепцией непостижимо высокого замысла Бога относительно человека
связано чуждое другим религиям понятие «таинства» как совершенно особого
действия, выходящего за пределы ритуала, обряда; если обряды символически
соотносят человеческий быт с божественным бытием и этим гарантируют
стабильность равновесия в мире и человеке, то таинства, по традиционному христианскому пониманию, реально вводят
божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего «обожения»,
прорыва эсхатологического времени.
Важнейшие из
таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями,
крещение (инициация,
вводящая в христианскую жизнь и символизирующая соединение с Богом, покаяние)
и Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере
незримо пресуществленных в Тело и Кровь Христа ради сущностного соединения
верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нём»).
Православие и
католицизм
признают ещё 5 таинств, сакраментальный статус которых отрицается
протестантизмом: миропомазание, имеющее целью сообщить верующему
дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение;
покаяние (исповедь перед
священником и отпущение грехов); рукоположение или ординацию (возведение в
духовный сан, дающий не только полномочия учить и «пасторски» вести верующих,
но также в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или
муллы в исламе, прежде всего власть совершать таинства); брак, понимаемый
как соучастие в браке Христа и Церкви (Ефес. 5:22,32);
соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела тяжелобольного
как последнее средство вернуть к жизни и одновременно напутствие к смерти).
Понятие таинства, всегда телесно-конкретного, и этика аскетизма соподчинены
в христианстве представлению о высоком назначении всего человеческого
естества, включая телесное начало, которое должно быть подготовлено к
эсхатологическому просветлению и аскетизмом, и действием таинств.