христианское учение, возникшее в Византии в V веке как реакция на
несторианство. Является христологической ересью. Основано константинопольским архимандритом Евтихием и поддержано александрийским патриархом
Диоскором. Основанием для зарождения монофизитства послужило неосторожное выражение, высказанное св. Кириллом Александрийским в споре с Несторием: "единая природа Бога-Слова, воплощенная", после смерти Кирилла в 444 г. подхваченное и развитое его фанатичными последователями сначала в Египте, а затем в Константинополе.
Монофизиты утверждают, что в Христе соединяются две природы как поглощение человеческого начала божественным, при этом человеческая природа лишь мысленно может отличаться от божественной.
В 449 году на "разбойничьем" соборе в Эфесе александрийский патриарх
Диоскор при поддержке императора Феодосия II принудил
христианскую церковь признать монофизитство. Папский легат Иларий заявил протест и бежал в Рим, где папа Лев I объявил
Диоскора отлученным от церкви.
Со смертью императора Феодосия II в 450 г. императрица Пульхерия и ее соправитель Маркиан выступили против монофизитства. Сторонник
Диоскора Анатолий отрекся от монофизитства.
В 451 г. учение монофизитов было осуждено
IV Халкидонским вселенским собором. Решения собора не были приняты в Египте и Армении, а также отчасти в Сирии и Палестине, где впоследствии развились самостоятельные монофизитские церкви:
Армянская церковь,
Коптская церковь, Сиро-Яковитская церковь,
Эфиопская церковь.
Вернувшийся из Халкидона монофизитский монах Феодосий поднял в Палестине восстание против решений
Халкидонского собора. Иерусалим был взят и разграблен мятежниками. После восстановления порядка Феодосий бежал на Синай, где также поднял восстание. Под впечатлением этих событий папа Лев I сделал запрос ко всем епископам империи о возможности соглашения с монофизитами.
Несмотря на отказ большинства епископов, в течение нескольких десятков лет правительство меняло политику в зависимости от усиления или ослабления движения монофизитов. Из чисто религиозной проблемы монофизитство выросло в символ политического сепаратизма. В конечном итоге в 519 г. император Юстин I завершил многолетние переговоры с папой Гормиздом, монофизитские иерархи были низложены и бежали в Египет.
В дальнейшем монофизитство, не прекратившее христологические споры, разделилось на несколько сект, возглавляемых монофизитскими епископами и патриархами:
севериане (последователи антиохийского патриарха
Севера), автортодокеты или
юлианисты (последователи галикарнасского епископа
Юлиана), впоследствии распавшиеся на
актиститов, признававших тело Христа несотворенным, и
ктисголартов (ктиститов), признававших тело Христа сотворенным,
тобиты (последователи Стефана Ниобея),
тетрафеиты (последователи александрийского патриарха
Дамиана), агноиты (последователи александрийского диакона
Фемистия), акефалиты.
В начале XX в. общее число приверженцев монофизитства составляло 5 миллионов человек.