Одно из семи таинств христианства. Заключается в том, что во время богослужения или после него верующие вкушают хлеб и вино, символизирующие тело и кровь
Христа. Теоретическое обоснование евхаристии находится в 1 Кор. 11:24 от лица самого
Христа: "хлеб... ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание" и в Евангелии от Луки 22:20: "сия чаша есть Новый Завет и Моей крови, которая за вас проливается".
Существует ряд версий в отношении евхаристии, в том числе выдвинутых
отцами церкви. Споры относительно этих версий были и остаются одними из самых острых в
христианской теологии, особенно проявившись в период ересей раннего средневековья и
Реформации.
В католической и православной церквях считается, что жертва в евхаристии совершается каждый раз священником, получившим дар совершения
таинства в силу посвящения в сан. В
протестантизме не признается священный характер литургии и предполагается, что
Христос принес свое тело в жертву лишь однажды; как следствие этого евхаристия воспринимается не как таинство, а как символ. В некоторых
протестантских конфессиях евхаристия заменена на хлебопреломление.
С XII в. в католической церкви, по решению
Константского и
Тридентского соборов, причащение хлебом и вином стало привилегией клира. Миряне с этого времени причащались только хлебом. Только
II Ватиканский собор разрешил причащение вином и мирянам.