Раннехристианская
ересь,
возникшая в начале IV века и названная по имени основателя - александрийского пресвитера
Ария.
В своем учении Арий заострил древнюю
христианскую традицию субординационизма. Согласно
Арию,
второе лицо Троицы - Христос - хотя и совершеннейшее
творение божье, но все-таки тварь (то есть существо не вечное, не существовавшее до рождения и не безначальное), и как таковой, он ни в чем не подобен Отцу, он Сын божий не по существу, а по благодати.
В подоплеке арианской ереси было стремление Ария занять место александрийского епископа и попытка обвинить епископа Александра в савеллианской ереси. С этой целью Арий организовал продолжительный теоретический спор, в котором изначально привлек на свою сторону большую часть клира.
Широкую поддержку Арий нашел среди последователей Лукиана, главы антиохийской богословской школы, особенно у Евсевия Никомидийского и Евсевия Кесарийского.
Арий был осужден
I Никейским вселенским собором и отправлен в ссылку. Однако многие руководители церкви, особенно восточные, на согласились с решениями собора. Вскоре под влиянием сестры императора Константина Констанции Арий и его приверженцы были возвращены из ссылки. По возвращении Арий покаялся перед Константином и дал ложную клятву о том, что покончил со своими заблуждениями. По легенде, широко распространенной среди христиан, Арий нарушил клятву, и, проходя по константинопольскому форуму, почувствовал себя плохо, удалился в пустое помещение и вскоре был найден там "с распавшимися внутренностями".
После смерти Ария в 336 г. и последующей за ней смерти Константина Великого в 337 г. арианство распалось на несколько направлений, которые начали активно сопротивляться христианской ортодоксии:
полуарианство, евдоксианство,
евномианство, евномиофронианство,
евсевианство и др. Споры между сторонниками арианства и Никейского символа веры продолжались до 355 г., когда ариане на соборе в г.Милане одержали полную победу.
В 361 г. император Юлиан Отступник предоставил свободу всем партиям, в том числе и никейским, и позволил всем изгнанникам вернуться на свои кафедры. Попытка никейцев в 362 г. взять реванш над арианами провалилась из-за противодействия этому со стороны императора.
Пришедший в 364 г. к власти император Валент также занимал сторону ариан, и все попытки никейцев одержать духовную победу оказывались безуспешными до смерти Валента в 378 г.
Благодаря политике императора Феодосия I, арианство было окончательно осуждено
на II Константинопольском вселенском соборе.
Несмотря на свое поражение, арианство до VI - VII века было популярно среди "варварских народов":
готов, вандалов, лангобардов. Идеи арианства в той или иной степени нашли свое отражение во многих последующих ересях.