Раннехристианская
ересь. Основана в конце IV в. епископом
Аэтием и развита епископом
Евномием, низложенным впоследствии за
арианское взгляды. Одно из названий ереси происходит от греч. "аномиус" - "не подобный".
Евномиане придерживались крайне арианских взглядов. Признавая, в отличие от
ариан, что человеческий разум может понимать природу бога, евномиане полагали сущность этой природы в безусловной первоначальности, непроизведенности или нерожденности бога. Из этого положения делался вывод, что природа "рожденного", тварного, Бога-сына не тождественна и не подобна природе "нерожденного" Бога-отца. Сами термины "отец" и "сын" избегались как близкие по природе; вместо термина "бог-отец" использовался термин "нерожденный".
Единственной связью между людьми и богом евномиане считали разум или веру, основанную на логике. При
крещении евномиане окунали лишь верхнюю часть тела, обращая ноги крещаемых кверху над головой, полагая, что нижняя часть не подлежит спасению и должна быть отдана
дьяволу.
Евномиане пытались изъяснить божество при помощи аристотелевских и геометрических силлогизмов и таким образом доказать, что Христос не мог произойти от Бога-отца.
Евномиане отрицали христианские представления о грехе, считая, что ничего не требует Бог, кроме того, чтобы кто-либо пребывал в этой признаваемой ими вере.
Приверженцами евномианской ереси были преимущественно жители Антиохии и Константинополя из высших классов. Секта некоторое время процветала, особенно в царствование Валента, но вскоре после смерти
Евномия прекратила свое существование.
Ересь евномианства осуждена на II Константинопольском Вселенском соборе.