Собирательное название для той части православного духовенства и православных общин, которая в 20-е годы XX в. вышла из-под юрисдикции Московского патриархата, обвинив его в сотрудничестве с советскими властями, и заняла нелегальное положение.
К катакомбной церкви относятся, в частности, "Истинно православная церковь", "Истинно православные христиане",
Иоанниты, Климентовцы.
Наименование катакомбной церкви восходит к римским подземельям, в которых для молитвы собирались первые христиане.
Окончательное формирование катакомбной церкви относится к 1927 г., когда
митрополит Сергий выступил с посланием к пастырям и пастве, сформулировав позицию лояльного отношения церкви к государству и отвергнув "карловацкий раскол".
Центром катакомбной церкви в 20-х - 30-х годах XX в. стала Москва. Изначально церковь представляла собой "моленные общины", которые собирались на квартирах у оставшихся в живых белых офицеров, дворянства и профессуры. Наиболее мощная община находилась в доме у известного кремлевского врача-терапевта Валериана Вадимовича Величко. Вся деятельность церкви проходила в условиях жесткой конспирации.
Деятельность катакомбной церкви за пределами Москвы с начала 30-х годов и до 1941 г. заключалась в стремлении поддержать церковную иерархию путем как можно большего числа рукоположений и созданием в горах и лесах тайных скитов.
С началом Великой Отечественной войны священники катакомбной церкви разделились на два лагеря: относящихся положительно к захвату России немцами и, как следствие, свержению большевистского строя, и патриотов.
С 1943 до 1946 г. советские власти произвели в катакомбных церквях многочисленные аресты, касающиеся преимущественно сторонников немецкой оккупации, а также тех, кто на оккупированной территории переходил на легальное положение.
После смерти митрополита Сергия в 1944 г. часть священников катакомбной церкви перешло на легальное положение.
В ноябре 1948 г. катакомбной церкви удалось провести собор в г.Чирчик под Ташкентом, на котором присутствовали 13 епископов. Собор подтвердил анафематствование официальной православной церкви в России и осудил Совещание глав и представителей Автокефальных Православных Церквей, состоявшееся по инициативе Сталина в Москве в 1948 г. Собор запретил принимать в общение священников РПЦ, т.к. они обычно оказывались провокаторами. Главой катакомбной церкви было решено считать руководителя
РПЦЗ.
В 1961 г. был собран еще один крупный нелегальный собор в Свято-Никольский скиту в Башкирии. В связи с новой волной "хрущевских" гонений его проведение откладывалось 3 года. На соборе присутствовали 12 епископов и 6 представителей епископов. Собор анафесмтвовал безбожников, официальную РПЦ, патриарха Алексия I. Собор разрешил принимать в общение священников РПЦ после долгого испытания, но ставить их не выше степени диакона.
Деятельность катакомбной церкви активизировалась после 1970 г. В этот период были приняты определения против ересей экуменизма, софианства, "евлогианского" раскола, раскола "Американской Митрополии" и самозванных лжекатакомбных групп. Главенство
РПЦЗ было отвергнуто, а ее деятельность воспринималась критически. В деятельности катакомбной церкви с 1970 г. очевидно прослеживается воздействие как официальной церкви, так и контролирующих государственных структур.
С середины 80-х годов деятельность катакомбной церкви стала ослабевать. Причинами этому стали перестроечные процессы в России, отсутствие преследования со стороны государства и как следствие исчезновение ореола романтики, смерть большинства "старых" архиереев.
С 1995 г. деятельность церкви возобновляется. Практически все рукоположенные епископы находятся на нелегальном положении, хотя необходимость в этом отсутствует. Ежегодно проводятся освященыне соборы. В С.-Петербурге издается нелегальный печатный орган "Русское Православие".
В 1996-1997 гг. в связи с борьбой против так называемых "тоталитарных" сект и в результате активной деятельности РПЦ за установления церковной монополии против катакомбной церкви выдвинуты обвинения в деятельности, нарушающей законы Российской федерации.
Численность приверженцев катакомбной церкви неизвестна. Ее приблизительные оценки колеблются на порядки в зависимости от точки зрения и конфессиональной принадлежности авторов. Число иерархов церкви в 1928 г. оценивалось в 150, в 1951 г. 45. В 1974 г. по данным российских правозащитников в катакомбной церкви было от 8 до 10 еписковов, около 200 священников и несколько тысяч мирян. Сами члены катакомбной церкви на 1972 г. оценивали число своих приверженцев в 48 миллионов человек, при численности приверженцев официальной церкви в 52 миллиона человек, что является явным искажением действительности. По оценке Совета по делам религий, на 1990 г. число приверженцев катакомбной церкви, включая лже-катакомбные секты, не превышает 2 миллионов человек.
К «Перестройке» разрозненное движение почти полностью лишилось духовенства.
После 1996 года, когда умер Гурий (Павлов) не осталось в живых ни одного
«катакомбного» архиерея, чьё преемство восходило бы к епископату указанных общин
и не подлежало бы сомнению. В 1990-е годы некоторые вышедшие из подполья общины
обратились за окормлением к Русской Православной Церкви заграницей и различным
юрисдикциям ИПЦ Греции. Однако часть «катакомбных» общин по-прежнему не связана
друг с другом и какими-либо зарегистрированными церквями, объединяясь лишь
вокруг своих наставников. Общая численность «катакомбных» на 2009 год, видимо,
насчитывает несколько сотен (вряд ли больше 1000) человек.
Среди известных представителей церкви — бывший руководитель русской
националистической организации РНЕ Александр Баркашов, принявший монашеский
постриг в ноябре 2005 года и получивший после этого имя отец Михаил;
политтехнолог Глеб Павловский.