Религиозное течение, отколовшееся в 1921 г. от Русской православной церкви по причине неприятия "обновленчества" и лояльного отношения к советской власти в России. Относится к так называемой катакомбной церкви.
Окончательное формирование ИПЦ произошло в 1927 г., после декларации митрополита Сергия (Ивана Страгородского) о лояльном отношении к советской власти. ИПЦ отказалось принять эту декларацию и перешла на подпольное положение. Последователи ИПЦ признавали только тех священников, которые были рукоположены еще при патриархе Тихоне или ранее.
По догматике и культу ИПЦ не отличается от Русской православной церкви, за исключением сильных эсхатологических идей. ИПЦ функционирует в условиях строгого подполья и конспирации: члены общины знают только своего священника, священник - только своего епископа. Новые члены церкви тщательно проверяются и дают клятву перед крестом о неразглашении тайн церкви. Все богослужения проходят в домашних церквях.
По своей структуре ИПЦ является объединением нескольких течений и групп. Самой крупной из них является геннадиевская (поздеевская), основанная епископом Серафимом (Поздеевым), по утверждению его приверженцев, рукоположенным самим патриархом Тихоном. Так как документы, подтверждающие этот факт, не сохранились, то Русская православная церковь за границей не признает эту ветвь ИПЦ. От геннадьевской ветви откололась исаакинская группа, занимающая более жесткие позиции по отношению к РПЦ. На Украине и Белоруссии существует лазаревская ветвь ИПЦ, поддерживающая тесные контакты с РПЦЗ. Одна группа ИПЦ находятся в юрисдикции архиепископа Истинно православной церкви Греции, придерживающейся старого стиля, другая подчиняется Истинно православной церкви Греции.
На территории Сибири создана автономная Сибирская митрополия ИПЦ, глава которой назначается Украинской православной церковью Киевского патриархата.
Ориентировочная численность приверженцев ИПЦ в России на конец XX в. составляла около 20 тысяч человек.