Религиозное течение, отколовшееся в 1883 г. от Русской православной церкви. Названо по имени священника Иоанна Кронштадтского, которого иоанниты считали чудотворцем. Сам Иоанн иоаннитов не признавал и не допускал их к причастию.
Местом формирования и функционирования секты был сначала Кронштадт, а затем Ораниенбаум, куда в 1895 г. переселилась одна из лидеров секты Матрена Киселева, которую ее последователи считали пророчицей и называли ее "богородицей" Порфирией, "порфирою Царя царей", прославляли в специально слагаемых в ее честь песнопениях, изображали на иконах. В течение короткого времени секта иоаннитов распространилась по всей территории Российской империи. Одним из факторов, способствовавших быстрому распространению и популярности секты среди малограмотного крестьянского населения, была спекуляция на известном в народе имени Иоанна Кронштадтского, которого в народе называли "молитвенником русской земли".
Популярностью Иоанна пользовались не только сектанты, но и всевозможные проходимцы, собиравшие "пожертвования" якобы в пользу Иоанна. Афиширование этих фактов давало дополнительные возможности для борьбы официальной церкви с иоаннитами.
К 1902 г. иоанниты представляли собой секту с четкой иерархической организацией. Основой экономического процветания секты была активная пропаганда в Кронштадте и его окрестностях, привлекающая многочисленных паломников, стремящихся получить благословение у Иоанна Кронштадтского. Известны случаи, когда паломников обирали буквально до нитки, внушая им необходимость приобретения разного рода душеспасительной литературы, амулетов, образков и т.п. По свидетельству современников, неофиты, отдавшие секте все свое имущество и находившиеся без средств к существованию, жили в общинах фактически на положении рабов, выполняя всю тяжелую работу за еду и крышу над головой. Считается, что иоанниты занимались ритуальной проституцией, однако доказанных фактов этого не имеется.
После смерти Киселевой в 1905 г. ее могила в Ораниенбауме стала местом поклонения сектантов.
В 1906 г. иоанниты начали выпуск еженедельного журнала "Кронштадтский маяк" с приложением многочисленных брошюр. Основной метод прозелитской деятельности иоаннитов до 1917 года - литературный. Иоанниты во множестве издавали написанные простым языком брошюры, предназначенные для простого народа и распространяемые через многочисленных книгонош. В этих брошюрах проповедь велась от имени православной церкви, чем привлекала большое количество крестьян.
Кроме вероучительной сектантской литературы, иоанниты широко распространяли особой работы веночки к иконам, изготавливаемые из тонкой шелковой нити.
Существенных различий в вероучении и культе между иоаннитами и РПЦ нет. Для иоаннитов характерны выраженные эсхатологические мотивы. Предсказанием близкого конца света иоанниты пользовались для присвоения имущества неофитов. Иоанн Кронштадтский почитается наравне с Христом, именуется "селением Божиим", "жилищем Св. Троицы - Бога Отца, Сына и Святого Духа, Которые в нем почивают". Наравне с Иоанном почитаются и руководители секты - Матрена Киселева, Назарий Дмитриев, Матфей Псковский, Василий Пустошкин и Михаил Петров.
Приверженцы секты считают себя святыми и озаренными свыше, вследствие чего отвергают таинство покаяния и исполнение основных христианских заповедей. Брак считается иоаннитами грехом, в то же время поощряются характерные для христововеров "духовные сожительства", которые до 1917 года преследовались как проявления распутства.
До 1917 года иоанниты жили группами, как бы семействами, и имели общее имущество: квартиру, пищу, одежду.
Культовая практика иоаннитов не отличается от традиционно православной, за исключением некоторых особенностей. На собраниях сектанты причащаются из чаш с изображением Иоанна, считая это печатью, по которой Иоанн узнает в день Страшного суда своих последователей и спасет их.
В 1912 году Св. Синод, принимая во внимание угрожающий характер пропаганды и степень распространения иоаннитов, определил секту иоаннитов как вредную, постановил прекратить службы в часовне, где погребена Матрена Киселева, осудить и запретить журнал "Кронштадтский маяк" и всю литературу иоаннитов.
Так как Иоанн предсказывал падение монархии и воцарение Антихриста, иоанниты не приняли Октябрьскую революцию и советскую власть и стали одной из ветвей катакомбной церкви.
В настоящее время число иоаннитов незначительно (по некоторым данным, не более 1000 человек на конец XX в.), они проживают преимущественно в центральных и южных областях России.