Одно из направлений поповского течения в
старообрядчестве. Возникло в 1846 г. в селении Белая Криница, в Австрии (сейчас - Буковина) после перехода в старообрядчество митрополита Боснийского Амвросия.
24 февраля 1862 г. руководство РПСЦ в ответ на многочисленные нападки со стороны
беспоповцев и обвинения в ложности и еретичности издало "Окружное послание", в котором утверждалось, что в русской и греческой церквях священство истинное, следовательно, оно истинное и в РПСЦ, принявшей священство от Амвросия. В послании утверждалась истинность православного и старообрядческого написания слова "Иисус" и "Исус", а также равенство четырехконечного и восьмиконечного крестов, что свидетельствовало о тенденции к примирению с официальным православием.
Публикация "Окружного послания" привела к расколу внутри РПСЦ на принявших послание (окружников), принявших его лишь формально (мнимоокружников) и проклявших "Окружное послание" (противоокружников). Начиная с конца XIX в. все три течения в РПСЦ неоднократно пытались примирится и в 1906 г. на соборе достигли соглашения. Однако фактическое объединение было достигнуто только на юге России.
Впоследствии центр РПСЦ переместился в Москву, где РПСЦ слилась с Рогожской общиной старообрядцев.
В настоящее время РПСЦ является одним из самых крупных направлений в
старообрядчестве. Административный центр находится в Москве на Рогожском кладбище.