blagovesnik.narod.ru

Краткий словарь

Пособия

Конфессии

Люди

 

Исторические личности

 

А - М Н - Я

 

Никон (Никита Минов)

6-й Патриарх Московский и всея Руси (25 июля 1652 — 12 декабря 1666)

(1605 - 1681)

патриарх Никон

 

Родился 7 мая 1605 в с.Вельеманово около Н.Новгорода (в настоящее время — Перевозский район Нижегородской области) в мордовской крестьянской семье. Мать умерла вскоре после его рождения, отец женился во второй раз. Отношения с мачехой у Никиты не сложились, она часто била его и морила голодом. Обучался грамоте у приходского священника. В 12 лет ушёл в Макарьев Желтоводский монастырь, был в нём послушником до 1624 года. По настоянию родителей вернулся домой, женился и принял сан священника. Служил сначала в соседнем селе Лыскове, а около 1626 года был назначен священником одной из московских церквей.

После смерти троих детей и ухода жены (по его настоянию) в Алексеевский женский монастырь в 1635 году Никон избрал суровую жизнь в Анзерском скиту на Белом море. После ссоры с основатеелм скита и монахами Никон на рыбачьей лодке бежал через море и попал к Кий-острову, где в честь своего спасения поставил крест, а позже основал Крестный монастырь.

В Кожеозерской пустыни Никона приняли, взяв вместо вклада переписанные им книги. Первоначальни Никон стал священником, затем построил келью на уединенном острове, где вел жизнь аскета-пустынника.

В 1643 г. братия уговорила Никона стать игуменом.

В 1646 г. Никон поехал в Москву, где произвел глубочайшее впечатление на царя Алексея Михайловича и тут же был назначен архимандритом родового Новоспасского монастыря Романовых.

В 1649 г. Никон был поставлен на Новгородскую митрополию. Во время вспыхнувшего народного восстания в 1650 г. в Новгороде и Пскове Никон поддержал царя в борьбе с восставшими, прокляв поименно главных бунтовщиков.

Заведя в Новгороде единогласное пение "греческое и киевское", Никон перенес этот обычай в дворцовые храмы и московские соборы, куда царь приглашал его служить литургию вместо престарелого париоарха Иосифа.

В начале 1652 г. царь Алексей Михайлович решил перенести в Успенский собор мощи низвергнутых его предшественниками первосвященников: митрополита Филиппа с Соловков, патриарха Иова и патриарха Гермогена. Во время триумфального шествия Никона с мощами Филиппа царь сообщил Никону о смерти патриарха Иосифа, попросившего похоронить его у ног Иова.

Москва встретила Никона с большой пышностью, после чего он был сразу избран патриархом, но раз за разом отказывался от этой чести, пока сам царь не уговорил его. Никон дал согласние только после того, как царь и чиновный люд поклялся перед святынями Успенского собора слушать патриарха как "начальника, и пастыря, и отца краснейшего", то есть фактически потребовал власти, приравненой к царской. Несмотря на сопротивление бояр, по настоянию царя Алексея Михайловича такая клятва была принесена. 25 июля 1652 г. Никон стал патриархом.

Подчинив своему влиянию царя и его окружение, Никон стал вводить жесткую дисциплину внутри церкви. Открытое возмущение священнослужителей вызвал указ, изданный Никоном весной 1653 г. и грубо нарушавший древнюю традицию и постановление Стоглавого собора креститься двумя перстами. Выступившие в защиту двуперстия протопопы были лишены сана и сосланы в дальние монастыри, а протопоп Аввакум с женой и детьми - в Сибирь.

В 1654 г. Никон объявил собору русских иерархов, что ряд употребительных богослужебных обрядов не согласуется с древними русскими и греческими книгами. На следующий год Никон торжественно разбил в щепки иконы, написанные под влиянием западной живописи. Затем он выступил перед народом с проповедью о двуперстии и созвал собор для исправления ряда русских традиций, объявленных нововведениями.

При Никоне почти вдвое увеличилось число принадлежавших церкви крестьян. За несколько лет патриарх создал экономическое процветание в собственном уделе. На пустых местах были сооружены богатейшие монастыри, к каждому из которых были приписаны десятки монастырей, церквей, сел. Монастырская власть и монастырский суд подчинялись только Никону.

Никон присвоил себе титул "великого государя", за границу писался как "великий господин и государь". На Земском соборе 1653 г. он настаивал на принятие в подданство Украины и войне с Польшей. Патриарх добился, чтобы с началалом войны с Швецией царь лично возглавил компанию, и лично обеспечивал снабжение армии. Вскоре Алексей Михайлович признал Никона своим "вторым Я", ангелом-хранителем царской семьи.

6 июля 1658 г. утомленный опекой Никона царь не пригласил его на пир. Никон впал в ярость, но царь, уклоняясь от личной встречи, не ходил даже в собор. 10 июля Никон объявил в Успенском соборе, что оставляет патриаршество. Он ушел в Воскресенский монастырь и жил там, умерщвляя плоть.

12 декабря 1666 г. на Большом церковном соборе с участием двух восточных патриархов: Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. Оба патриарха на тот момент считались лишёнными кафедр решением Собора в Константинополе, но в Москве известие о том получили уже после суда над Никоном. Никон был лишен патриаршего сана и сослан в Ферапонтов монастырь. После смерти Алексея Михайловича новый царь Федор Алексеевич хотел освободить Никона, но патриарх Иоаким наотрез отказал ему в этом. По настоянию Иоакима Никона поместили безвыходно в келье Кирилло-Белозерского монастыря.

В 1681 году Никону, тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа близ Ярославля, в устье реки Которосль.
Царь Фёдор Алексеевич, настоял на отпевании Никона как патриарха, несмотря на протесты Иоакима.
Был погребён в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) собора Воскресенский Новоиерусалимского монастыря; Фёдор Алексеевич сам со слезами читал над ним «Апостол» и 17-ю кафизму и неоднократно целовал его десницу.
В 1682 году Фёдор Алексеевич, невзирая на сопротивление Иоакима и значительные издержки, исходатайствовал у восточных патриархов разрешительные грамоты. В них повелевалось причислить Никона к лику патриархов и поминать в таком звании открыто.

Список патриархов Московских и всея Руси

 


проза, стихи, юморХристианская библиотека
проза, стихи, юмор

 перейти

Быть может, сегодня впервые в жизни вы задаетесь вопросом: "Для чего я живу?"  Читайте статьи, посвященные этой теме.
молитвыСборник молитв на 366 дней
 

перейти

новостиХристианские новости от JesusChrist.ru
 

перейти


© Благая Весть.

Используются технологии uCoz