От греч. "гнозис" - истинное знание. Комплекс религиозных течений, появившихся в самом начале христианской эпохи, в I веке н.э. на Ближнем Востоке или в Александрии. Течения гностицизма часто весьма отличны друг от друга.
Для гностицизма характерны два мифа, в большинстве случаев соответствующих умеренному дуализму и основанных на наличии демиурга. Первый - миф о трикстере женского пола, небесной богине Софии, из-за которой произошла катастрофа, имевшая следствием сотворение мира. Второй - миф о трикстере мужского пола, незаконном отпрыске Софии, сотворившего мир либо из нечистой материи, именуемой водой, либо из отбросов или мыслей, попавших к нему свыше от истинного бога. Как правило, в гностицизме демиурга отождествляют с ветхозаветным богом.
Верховное существо в гностицизме представляется самостоятельным, независимым началом света и добра, источником духовной жизни (плиромы) и производит из себя через эманацию множество духовных, вечных существ. Эти вечные существа и составляют всю полноту бытия.
Материя у гностиков является самостоятельным началом чувственной материальной жизни и источником зла. Материальные и духовные элементы бытия находятся в постоянном враждебном противостоянии, причем дух стремится освободиться от уз материи, а материя - удержать его. Во II в. гностики в споре о свойствах материи разделились на александрийских (египетских, или западных), придерживавшихся платоновской идеи о материи как мертвом хаосе, и сирийских (сиро-халдейских, или восточных), которые, сообразно учению Зороастра об Аримане, видели в ней живое начало зла.
Ряд исследователей выделяет в отдельную ветвь гностицизма малоазийский гностицизм, к которому относят антиномистов. Гностицизм симонитов считается пограничным между александрийским и сирийским гностицизмом.
Особенность гностицизма заключается в обобщающем синтезе различных восточных верований, христианства, греческой философии и мистериальных культов. Гностицизм включает элементы дуализма при преобладании монистических тенденций. Специфичным для гностицизма является антикосмический дуализм: мир предельно удален от бога и есть его антипод. Между богом и миром гностики помещают серию ипостасей (до 365), функции которых заключаются в том, чтобы разделить идеальное и материальное.
Центральное место в гностицизме занимает человек как средоточие мирового процесса. Хотя человек и является тварью темных сил мира, но по своей субстанции не принадлежит миру.
Гностицизм был для своего времени революционен, так как отрицал два принципа, утверждаемых как Библией, так и Платоном. Это экосистемный принцип, согласно которому мир был создан благой и разумной причиной, и антропный принцип, утверждающий, что мир был создан для живущих в нем людей, а люди - для этого мира. Гностицизм, напротив, утверждает, что творец мира был невежда, мир плох, человек возвышен над миром, чтобы уловить искру разума, исходящего от верховного божества.
Первым представителем гностицизма, известным из христианской литературы, был Симон-волхв, выдававший себя за воплощение Божьей силы, а свою спутницу Елену - за воплощение Божьей мудрости.
Во II веке н.э. гностицизм стал главным соперником христианства.
Чаще всего гностицизм пользуется христианскими материалами и образом Иисуса Христа как спасителя. Роль спасителя в гностицизме - открыть посвященному существование плененной в его душе искры вечного гнозиса, что поможет ему вернуться на сверх-космическую родину. Согласно гностицизму, у Иисуса Христа вообще не было реального тела (идеология, развитая докетами и николаитами), поэтому он не мог реально пострадать и умереть на кресте. В некоторых течениях гностицизма вместо Христа был распят кто-то другой, к примеру, Симон Кириенянин.
В начале III в. гностицизм под давлением развивающегося христианства начал терять свое значение. На смену ему пришло манихейство.
Находка подлинных гностических сочинений в Наг-Хаммади в 1945 г. вызвала повышенный интерес к гностицизму.