Первый представитель гностицизма, упоминаемый в христианской литературе (Деяния апостолов). Современник апостолов. Родом из самарийского местечка Гиттон. По мнению древних христианских писателей, является родоначальником гностицизма.
Учил, что в основе мира лежит единая сила, которая проявляет себя как Разум. Разум создает стоящую ниже мысль. Мысль обладает творческими способностями, она порождает ангелов и силы, создавшие наш мир. В процессе создания Мысль потеряла контроль над своими творениями, и теперь находится в мире зла. Спасение означает освобождение Мысли из мира зла.
Симон-волхв выдавал себя за воплощение Божьей силы, а свою спутницу Елену, выкупленную им из блудилища в Тире - за воплощение мудрости и творческой мысли верховного божества, родившего через нее ангелов и архангелов, сотворивших мир.
Симон-волхв объявил себя Троицей в одном лице: как Отец он явился в Самарии в собственном облике, как Сын - в облике Христа, как Святой дух он будет просвещать язычников во всей вселенной. О Елене он сообщал, что порожденные ей космические духи отказались признать ее верховенство и заключили ее в телесную оболочку, заставляя перемещаться из тела в тело, начав с гомеровской Елены.
В II - III вв. именем Симона-волхва называлась небольшая гностическая секта симонитов. В IV в. симонией называли приобретение за деньги благодатного иерархического служения в церкви. Фантазии и мистификации Симона-волхва послужили почвой для многочисленных религиозных и художественных произведений о нем.
Симону-волхву приписывается авторство теософского сочинения "Великое изъяснение".
Учениками Симона-волхва были Менандр и Кердон.