Раннехристианская
гностическая ересь.
Докеты исповедовали учение о призрачности тела и телесной жизни Христа. Прямым следствием этого было утверждение, что ввиду своей нематериальности Христос не мог страдать и умереть на кресте, а, следовательно, не мог и воскреснуть.
Отношения бога и мира докеты воспринимали в образе семени, дерева и плода: как семя превращается в плод, так и бог проявляется в мире, сначала в интеллигибельном - мире эонов, а затем и в сенсибильном.
Докетизм является прямым следствием воззрения на материю как на зло. Согласно идее докетов, такому пневматическому существу, каковым был Христос, невозможно было находиться в непосредственной близости к злой материи; если же это и наблюдалось, то это лишь казалось, а не было на самом деле, т.е. было иллюзией.
Весьма оригинальна космология докетов. Огненный бог-демиург создал внешний мир. Существо демиурга - тьма, во тьме он держит снисшедшие из мира вечные души и заставляет их постоянно менять свой образ. Это изменение прекращается лишь с появлением Спасителя, который создан гармоническим действием всех эонов.
Таким образом, учение докетов опровергало основную христианскую догму. Докетизм был расценен как ересь и отвергнут, а анти-докетическая аргументация внесла существенный вклад в формирование
христианской догматики.
По сути, докетизм являлся не столько религиозной сектой, сколько направление мысли, свойственное гностицизму. Само понятие "докетизм" практически отсутствует у христианских писателей первых веков, за исключением Ипполита в его "Опровержении ересей", где он излагает учение докетов и считает их гностической сектой.
Докетизм не был единым течением, современники различали в нем различные учения и направления, по-разному толковавшие идею иллюзорности телесной природы Христа.
Несмотря на краткость своего существования, ересь докетов оказало сильнейшее влияние на развитие других христианских ересей, сект и течений, а концепция о нематериальности Христа вошла практически во все гностические системы.