Одно из двух течений гностицизма, сформировавшееся во II в. в споре о свойствах материи. Сирийские гностики, сообразно учению Зороастра об Аримане, видели в материи живое начало зла. Как и александрийские гностики, сирийские считали, что видимый мир (космос), в котором проявляются духовное и материальное начала, произошел из смешения духовного мира (плиромы) с материальным (хаосом). Но сам образ смешения они представляли следующим образом: один из крайних эонов, постоянно находившийся в борьбе с материей, был наконец поглощен ей. В обоих течениях слившийся с материей эон становится демиургом видимого мира, в котором соединяет духовные и материальные элементы.
Оба течения гностиков считают, что начало зла лежит в мире, в постоянном враждебном противостоянии, причем дух стремится освободиться от уз материи, а материя - удержать его. По представлению сирийцев, духовные элементы берут верх над материальными вследствие того, что живая деятельная сила зла перевешивает пассивный дух. Демиург, будучи покорен царством зла, действует под его влиянием и помогает удерживать дух в узах материи.
Согласно христологии сирийского гностицизма, Верховное существо, чтобы разрушить злое царство демиурга, посылает в мир своего Верховного эона, который принимает вид человека-Иисусом, не будучи на самом деле им. Этот эон сообщил людям гносис, то есть открыл им их божественное происхождение.
Сирийские гностики считали аскетизм средством уничтожения материи и запрещали употреблять мясо и вино и вступать в брак. Некоторые секты сирийского гностицизма (антиномисты) отличались нравственной распущенностью, что объяснялось также поруганием и уничтожением материи.
Наиболе известными представителями сирийского гностицизма являются Тациан из Ассирии, основавший секту энкратитов, Маркион Синопский, основавший течение маркионитов, и Карпократ из Александрии, основавший вместе с сыном Епифанием секту карпократов.