Раннехристианская
дуалистическая ересь гностического происхождения, основанная Маркионом Синопским в период 100 - 155 г. н.э.
Согласно маркионизму, ветхозаветный Бог не обладает свойствами всемогущества, всеведения и всеблагости. Как следствие этого, выводится радикальный дуализм между неведомым благим Богом Нового завета, живущим в нематериальном мире на третьем небе, и демиургом Ветхого завета. Демиург ниже Бога и не благ, но справедлив. Это и есть ветхозаветный Бог - творец мира, первоначально созданного дьяволом из испорченной материи, и человека. Два мира никак не сообщались между собой, пока благой Бог не дал миру свой дар - Иисуса Христа. Хотя тело Христа Маркион считает, как и докеты, призрачным, его страдания и смерть некоторым образом реальны.
Маркионисты учили о трех началах: добром, справедливом и злом.
Маркионизм - система пессимистическая по отношению к миру. Она отрицает принцип экосистемной разумности, но признает антропный принцип: мир есть нечто низшее, но человек при этом ни в чем не выше мира; он не заслуживает спасения, ибо не сродни благому Богу.
Маркионизм близок к гностицизму, однако в его доктрине имелось большое количество элементов, сближающих его с ортодоксальным
христианством. Для маркионизма характерен анти-иудаизм, что соответствовало настроениям внутри христианской церкви того периода.
Маркионисты признавали большую часть канонической христианской литературы, в особенности ими почитались Евангелие от Луки и послания ап.Павла. Маркионисты признавали христианские таинства и символику. В бытовом и моральном отношении исповедовался беспощадный аскетизм, абсолютное половое воздержание и строгое соблюдение постов вплоть до круглогодичного непрерывного поста.
Маркионисты отвергали воскресение мертвых. Крещение допускалось многократное, в качестве покаяния. За умерших оглашаемых разрешалось крестить других людей, как правило, родственников умершего. Женщинам разрешалось беспрепятственно преподавать крещение.
Во второй половине II века, после смерти Маркиона Синопского, маркионисты разделились на два течения. Во главе первого встал Апеллес, проповедовавший в Египте в сопровождении некоей Филумены, выдававшейся за пророчицу. Приверженцы этого течения считали вечность творением бога, создавшего видимый мир по образцу невидимого, но не доведшего это творение до конца. Христос считался обладателем не только призрачного облика, но и материального, состоявшего из тончайших воздушных элементов. Второе течение возглавил Тациан, проповедовавший маркионизм в неизменном виде, преимущественно в восточной части империи, где его последователи носили название энкратитов и гидропарастатов.
До IV века маркионизм был распространен в Малой Азии, Сирии и Армении.
К V веку общины маркионтов распространились по всему пространству Римской империи. Не встречая значительного сопротивления, они достигли в это время наибольшего расцвета. В этот период многие христиане отказывались признавать маркионитов христианами.
В VI и VII вв. маркионизм объединился с манихейством, дав основу для появления павликанства.
Тяготение к мученичеству и аскетизму привело маркионизм к угасанию. Остатки маркионитов укрылись в Сирии.
Маркионизм считался одной из наиболее опасных для церкви ересей. Практически все отцы церкви так или иначе полемизировали с маркионистской доктриной.