Одно из двух течений гностицизма, сформировавшееся во II в. в споре о свойствах материи. Александрийские гностики придерживались платоновской философии о материи как мертвом хаосе. Как и сирийские гностики, александрийские считали, что видимый мир (космос), в котором проявляются духовное и материальное начала, произошел из смешения духовного мира (плиромы) с материальным (хаосом). Но сам образ смешения они представляли следующим образом: один из эонов, далеко отстоящий от своего источника, вследствие своей слабости оторвался от плиромы и истек в хаос. В обоих течениях слившийся с материей эон становится демиургом видимого мира, в котором соединяет духовные и материальные элементы.
Оба течения гностиков считают, что начало зла лежит в мире, в постоянном враждебном противостоянии, причем дух стремится освободиться от уз материи, а материя - удержать его. По представлению александрийцев, духовные элементы берут верх над материальными вследствие того, что материя противодействует духу как безжизненная масса. Демиург же старается способствовать добру в борьбе со злом, для чего избирает себе иудейский народ.
Согласно христологии александрийского гностицизма, Верховное существо, чтобы утвердить дух над материей, посылает в мир своего Верховного эона, который при крещении соединяется с человеком-Иисусом и при страданиях оставил его. Этот эон сообщил людям гносис, то есть открыл им их божественное происхождение.
Наиболее известными представителями александрийского гностицизма являются Василид из Сирии, основавший секту василидиан, и Валентин из Александрии, основавший секту валентиниан.