Христологическая Раннехристианская
ересь, одна из ветвей монархианства. Основана
Феодотом-кожевенником в 190 г. в Риме. По свидетельству отцов церкви, в основе ереси лежит факт отречения Феодота от Христа в период гонений и последующая попытка оправдать этот поступок.
Динамисты считали Христа лишь человеком и рассматривали божественное в нем лишь как божественную мудрость, соответствующую разуму обычного человека, а сам он представляет собой божественную силу, получившую через крещение новые силы, которая посредничает между богом и миром. Бог же является единым существом, Бог-сын и
Святой дух являются не отдельными лицами, а силами бога. При этом Святой дух признавался выше Христа, так как Христос был всего лишь усыновленным богом. Динамисты считали
Мелхиседека одним из воплощений Святого духа и поклонялись ему, почему и получили одно из своих наименований. Христос считался ниже
Мелхиседека, так как Христос являлся посредником между Богом и людьми, а
Мелхиседек - между Богом и ангелами.
В отличие от предшествующих динамистам алогов, динамисты признавали Евангелие от Иоанна священным.
При ученике Феодота-кожевника, Феодоте-меняле (Феодоте-банкире), динамисты представляли собой особую школу рядом с церковью, успешно занимающуюся критикой Священного писания, эмпирическими науками и не-платоническим естествознанием. При епископе Наталии динамисты попытались создать собственную церковь, однако при епископе Зефирине эта попытка провалилась. В этот период динамизм начал восприниматься как серьезная ересь.
К началу III в. н.э. церковь обнаружила, что не способна противостоять теориям динамистов в сочетании с взятой ими на вооружение наукой Аристотеля, Евклида и Галена. Эта ситуация вынудила церковь принять идеи Платона и обратить особое внимание на развитие христологической теории.
В 220 г. ересь динамистов возглавил Артемон.
К 250 г. динамизм в Риме потерял свое влияние, однако в некоторых христианских общинах долгое время сохранялись формулы динамистов “Spiritus Sanctus = Dei filius, caro = Jesus, spiritus Sanctus = Christus, spiritus carni mixtus = Jesus Christus”.
Наиболее известным представителем динамизма был
Павел Самосатский, епископ антиохийский, который в 269 г. был осужден за ересь и низложен. По имени Павла Самосатского названа секта его последователей -
павлиан.
Идеи динамизма и схожего с ним эбионизма впоследствии легли в основу
арианской ереси.