Раннехристианская
секта. Основана антиохийским епископом Павлом Самосатским, приверженцем антитринитарианского динамизма.
В основе вероучения павлиан - идея Павла Самосатского о том, что Христос в строгом смысле не есть Бог, так как в нем от рождения обитала высшая божественная мудрость и божественный разум, и может быть назван Сыном божьим только в нравственном смысле. Бог же является одним лицом, в котором можно различать Логос (Сына) или Софию (Духа), которые, однако, являются не ипостасями, а лишь свойствами Бога. Бог действует на Земле через Моисея и Христа, который является Словом, но рожден на земле обычным человеком и лишь впоследствии в него вселился Логос, при этом Христос не обладал совершенно исключительной божественной благодатью.
Между двумя личностями - Христом и Богом - возможно только единство мыслей и воли. Такое единство достигается лишь любовью. Христос уподобился Богу и стал с ним единым лишь благодаря неизменности своей любви и воли, не только сам оставаясь безгрешным, но победив в борьбе и трудах также и грехи предков.
Павлиане отвергали все божественные песнопения, в которых содержалось учение о божественной сущности Христа. Они отрицали толкование сущностей Христа и основывали свою теорию только на живой личности.
Павлиане существовали до IV в. Некоторые идеи павлиан были переняты Константином из Самосат, основавшем павликанскую ересь.
Учение павлиан легло в основу арианской ереси, однако было при этом существенно искажено комбинацией с ипостазированным “Логосом-творением”. Единомышленник Павла Самосатского, Лукиан Самосатский, стал учителем Ария и других видных вождей арианства. Наиболее прогрессивные идеи павлиан были переняты фотинианами и несторианцами.