Христологическое еретическое учение о единоначалии бога-отца в Троице. Монархианами подразумевалось, что трех самостоятельных реальностей в Троице просто не существует, а Бог-сын и Святой дух являются просто божественными составляющими.
Монархианство представляет собой начальное течение антитринитарианства.
Первым проповедником монархианства стал Феодот, позднее осужденный папой Виктором I.
Монархиане расходились во взгляде на лица в боге или как на силы, или как на формы. Из-за этого расхождения монархиане распались на два течения - модалистов и динамистов (адопциан).
Оба эти течения боролись с христологией, заключающей учение о Логосе, как с “гностицизмом”, первое — в интересах исторического (синоптического) образа Христа, последнее — в интересах монархии и божественности Христа. Оба направления, частью сливаясь друг с другом, являются кафолическими, так как остаются на почве символа веры.
После создания Нового Завета и его канонизации церковью деятельность монархиан стала бессмысленной, так как, хотя в Новом Завете и находились места, подтверждавшие их положения, преобладали все-таки такие, которые содержали - по крайней мере, по толкованию того времени - предсуществование Христа как особой ипостаси, и казалось совершенно очевидным, что более “низкие” выражения надо толковать согласно более “возвышенным” (духовным), синоптиков - согласно Иоанну.
Наиболее полное изложение монархианства находится у Праксея, жившего в конце II века. Он утверждал, что Отец, Сын и Святой дух - одно лицо, различно обозначаемое соответственно отношению его к миру.
Термин "монархианство" дан Тертуллианом и считается неудачным, т.к. многие монархиане признавали вторую ипостась, но не пользовались ею для христологии.