Раннехристианская
христологическая анти-гностическая
ересь III в., одна из ветвей монархианства.
Модалисты придерживались монархианской идеи о единоначалии
бога-отца в Троице. При этом подразумевалось, что трех самостоятельных реальностей в Троице не существует, а
Отец, Сын и
Святой дух являются "модусами", формами-проявлениями единого бога. Таким образом,
Христос являлся самим богом-отцом, принявшим плоть ради спасения рода человеческого.
В Ветхом завете бог проявлялся в виде Бога-отца, в Новом завете - в виде Бога-сына, в благодатном освящении и возрождении людей - в виде Святого духа.
Для теоретического укрепления своего вероучения модалисты взяли на вооружение философию стоиков с ее пантеизмом и диалектическими формулами.
Модализм был осужден в 261 году на Александрийском соборе. Против него выступали Тертуллиан, Ориген, Новатиан и особенно Ипполит.
Модализм, существовавший преимущественно как богословская теория, дал толчок ересям
ноитианства, основанной Ноитом из Смирны асийской, и
савеллианства, основанной выдающимся представителем модализма, птолемаидским пресвитером
Савеллием.