Гностическая секта. Основана во II в. в Сирии последователем Валентинуса Вардесаном.
Вардесанисты придерживались гностической теории о двух началах мира - добром и злом. Злое, по их мнению, существует само по себе, само себя произвело и есть причина всякого зла в мире. Бог благой создал добрый мир и людей, одаренных небесной душой и эфирным телом, а злое начало повергло их в грех и грубую материю. Согласно этой теории, искупление и нравственность должны состоять в отрешении души от уз грубой материи посредством созерцания и воздержания.
Согласно варденсанистам, в начале всего стоит первая сизигия - Отец Жизни и Мать Жизни. От них происходит Небесный Христос, “Сын Жизни”. Во второй сизигии пару Христу должна составить Хакмут (София). Однако по немощи своей природы она впала в область бесформенной материи, извечно противостоящей плироме. Из этой материи Хакмут, следуя тайным внушениям Небесного Христа, создала Демиурга, творца видимого мира.
Вардесанисты разделяли докетическую теорию о том, что вечное Слово, или Сын Божий, не принимало человеческой плоти, а приняло на себя тело небесное, эфирное, подобно ангелам. Таким образом, Христос имел только вид тела, а его страдания, смерть и воскресение были лишь видимостью.
Вардесанисты отрицали Страшный суд и будущее воскресение из мертвых.
По своей сути учение варденсанистов было близко к валентинианству. Варденсанисты придерживались учения о плироме, но, в отличие от валентиниан, насчитывали только 7 эонов.
После смерти Вардесана секту возглавил его сын Гармоний. В последующие два века количество варденсанистов увеличилось, затем их деятельность пошла на убыль.