Хронологически первая из групп духовных христиан. Русская секта, основана в 1645 г. костромским крестьянином Даниилом Филипповым, в которого якобы вселился сам Саваоф. Согласно вероучению христововеров, Христос постоянно перевоплощается из одной человеческой оболочки в другую, а вместе с ним - Богородица и апостолы.
Вероучение христововеров сочетает элементы вероучений западных мистических сект с русскими народными верованиями.
Для христововеров характерно "духовное" понимание православия, отказ от внешней обрядовости и при этом - формальное признание церкви и богослужений. В религиозный принцип возведен строжайший аскетизм. В некоторых сектах запрещен брак, в ряде сект практикуется самобичевание (отсюда бытовое название сектантов "хлысты"). Библия понимается "духовно". Главная заповедь христововеров: "Святому Духу верьте". Христововеры считают возможным прямое общение людей со Святым духом.
Нравственное учение христововеров состоит в отрицании брачной жизни и умерщвлении плоти. В основе этого учения лежит дуалистическое воззрение, что дух есть начало доброе, а тело есть начало злое.
Христововеры стремятся умерщвлять плоть любыми средствами для того, чтобы заключающаяся в ней душа могла беспрепятственно достичь своего назначения. Считается, что раз Адам согрешил именно угождением плоти, т.е. грехом супружества, то необходимо не вступать в брак, а жить с женой как с сестрой.
Как следствие этого христововеры не почитают телесных родителей и презрительно относятся к детям, рожденным от церковного брака. У христововеров считается нормой сожительство близких родственников. Именно это учение о браке вызвала массовые преследования христововеров не только со стороны церкви, но и со стороны светских властей. Детей от внебрачных связей между "духовными" супругами христововеры называют "иисусиками".
Изначально вероучение христововеров не налагало ограничений на пищу, однако впоследствии оно было дополнено учением о перевоплощении душ и как следствие рядом запретов из опасения съесть нечистое тело и оскверниться его нечистотой. Как правило, все секты ограничивают употребление мяса, во многих сектах считается греховным употребление вина, чая, сахара, кофе, лука, чеснока, картофеля, табака.
Христововеры признают мистическое единение верующего с богом и возможность достижения в этом единении такой степени совершенства, что верующий становится "Христом".
Христововеры не ведут активной пропаганды своего учения и привлекают людей в свои общины очень осторожно. Общины христововеров независимы друг от друга, называются "кораблями". Во главе каждого "корабля" стоят "кормщики", "христы", "богородицы", "пророки" и "пророчицы", причем "христов" и "богородиц" может быть несколько, и между ними часто возникают конфликты по поводу главенства.
Основная форма богослужения - "радения", включающие песнопения, религиозные пляски, пророчества. Во время группового радения сектанты доводят себя до состояния экстаза, который воспринимается как единение с Святым духом. В особо торжественных случаях христововеры во время радений целуют голое колено "пророчицы", а после полуночи обнажаются по пояс и начинают взаимное бичевание "святыми жгутиками" (скрученными полотенцами), двигаясь вокруг чана с водой и распевая "Хлыщу, хлыщу, Христа ищу...".
В зависимости от степени посвящения в тайны секты христововеры делятся на три категории: первые участвуют только в беседах, вторые - в обыкновенных радениях, третьи совершают также годовые и чрезвычайные радения.
Первоначально христововерие распространилось в Костромской, Владимирской и Нижегородской губерниях стараниями ближайшего помощника и преемника Филиппова - Ивана Суслова.
В конце XVII в. Суслов переехал в Москву и распространил учение среди православных общин, в т.ч. и в монастырях.
После смерти Суслова руководителем секты был признан Прокопий Лупкин, сосланный после стрелецкого заговора в Нижний Новгород. Он распространил вероучение секты в Нижегородской и Ярославской губерниях. В 1716 г. Лупкин был схвачен и предан суду, но вскоре отпущен на свободу.
К моменту смерти Лупкина в 1732 г. учение секты распространилось по всей Москве, 8 монастырей стали местами собраний и радений. В 1733 г. было проведено следствие о секте христововеров. Руководители секты были публично казнены, рядовые сектанты наказаны кнутом и частично сосланы в Сибирь. Тем не менее к середине XVIII в. секта распространилась на Рязанскую, Тверскую, Симбирскую, Пензенскую и Вологодскую губернии, по Поволжью, Оке и Дону. В Петербурге образовалась христововерческая община во главе с Иваном Чуркиным.
В 1745 г. началось новое следствие по сектам христововеров, продолжавшееся до 1752 г. К следствию было привлечено 416 человек. Многие из подследственных были сосланы на каторгу.
С 1893 по 1895 гг. в Калужской губернии было проведено "Тарусское хлыстовское дело" против христововеров. К этому времени секты христововеров распространились в Оренбургскую и Самарскую губернии и на Кавказе.
В течение XIX века христововерие увеличило число приверженцев, подпало под влияние рационалистических учений толстовства, молоканства и штундизма и разделилось на ряд течений, зачастую враждебно относящихся друг к другу: шалопуты, новохлысты, мормоны духовно-христианского направления,
беседники, паниашковцы, телеши, марьяновцы, постники, штундохлысты, дурмановщина, "Еленушкина секта", "Старый Израиль".
В начале XX века в христововерии появились новые, нетрадиционные секты, представляющие собой "окультуренное" христововерие, в частности "Новый Израиль", "Новый союз духовного Израиля", "Новохристианский союз" и другие разветвления "Старого Израиля". У новых сект снималось большинство ограничений на пищу, разрешался гражданский брак, радения заменены религиозными мистериями. Священное писание толковалось с позиций религиозного рационализма.
Около 1930 г. в Оренбургской области возникла секта "Искупленный Израиль".
На конец XX века существовало несколько малочисленных групп христововеров.