Ряд конфессий, отошедших в XVII - XVIII вв. от Русской православной церкви по причине авторитарности православной церкви. Основной идеей течения стало "одухотворение" православной веры.
К духовным христианам относятся христововеры, иконоборцы (с начала XVIII в.), духоборцы, молокане (с середины XVIII в.) и отделившиеся от христововеров скопцы. Основными приверженцами духовных христиан стали крестьяне и демократические слои городского населения.
В основе вероучения духовных христиан - исповедание веры в "духе и истине", т.е. понимание веры как способности каждого верующего удовлетворять свои духовные запросы, совершенствовать разум, чувства и поведение.
Духовные христиане представляли церковную организацию как общину единоверцев, без разделения на мирян и духовенство, с высокими социальными идеалами братства, равенства и морального совершенства.
Со стороны светской власти в XVIII в. секты подвергались репрессиям в отношении отдельных их представителей, массовым высылкам в Сибирь и Закавказье.
В условиях России XVIII в. духовные христиане представляли собой реальную альтернативу крепостничеству, однако преследование со стороны церкви и государства мешало реальному развитию их общин. Внешние трудности в среде духовных христиан дополнялись и внутренними проблемами: сектантское руководство стремилось к компромиссу с светской властью, а простые сектанты протестовали не только против церкви и крепостничества, но и против жесткой регламентации общинной жизни.
Разногласия внутри духовных христиан способствовали проникновению в народные массы "внешних" протестантских идеологий: баптистов, адвентистов, пятидесятников, которые воздействовали главным образом на бывших приверженцев духовных христиан.
Отдельные разрозненные секты духовных христиан существуют до настоящего времени (данные на конец XX века).