Движение в духовном христианстве. Сформировалось как организованное течение в середине XVIII в., ориентировочно в 1750 г. Термин "духоборцы" появился в 1785 г.
Происхождение духоборчества достаточно неясно. Их корни связывают с жидовствующими XVI в. либо с квакерами 1740-1750 гг., проповедовавшими в Харьковской губернии. Последняя версия более вероятна, так как в культе духоборцев прослеживаются некоторые мистические идеи, вероятно, заимствованные у квакеров. По одной из версий, первую общину духоборцев основал некий прусский офицер, проповедовавший в Харьковской губернии. Сами духоборцы ведут свое происхождение от "трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила", т.е. от пострадавших за веру.
Один из первых лидеров духоборцев - Силуян Колесников, хорошо знакомый с мистическими сочинениями. Колесников сформулировал основной догмат духоборческого вероучения: борьбу Святого духа, пребывающего в верующих, со всякой “силой, взятой из тьмы”.
В основе вероучения духоборцев, в отличие от официальной церкви - собственный разум, озаряемый Божественным светом; сердечная вера, равенство и взаимное уважение, как в социальном плане, так и в семейном.
Духоборцами признается часть христианских таинств (исповедь, причащение), часть отвергается (брак), равно как и почитание икон и уставов св.отцов. Православные праздники не признаются, однако празднуются по причине нежелания конфликтов с православными. Духоборцы считают, что настоящий христианский праздник - когда "голодного насыщают, нагого одевают, больного и заточенного посещают, врагов прощают".
Духоборцы отрицают светскую и духовную власть и соответственно клятву, присягу и службу в армии. Государство признается и рассматривается лишь как орудие против преступности.
Богослужебные собрания духоборцев происходят или под открытым небом, или в особых комнатах. Богослужение состоит из чтения псалмов, пения и взаимного целования. Религиозными символами у духоборцев считаются хлеб, соль и кувшин с водой, которые ставятся на стол во время богослужения.
Основы учения духоборцев изложены в "Животной книге", состоящей из псалмов, стишков и вопросов и ответов. Впервые "Животная книга" была записана В.Д.Бонч-Бруевичем, до этого передавалась исключительно устным способом.
В основе духоборческой этики лежат заповеди Христа о любви к богу и 10 заповедей Моисея, толкуемых совершенно категорично.
Под влиянием Л.Н.Толстого в среду духоборцев проникли идеи вегетарианства.
Название секты первоначально предполагало борьбу с Духом; затем - борьбу за Дух. В одном из псалмов духоборцев говорится: "духовным мечом воюем, Богу духом служим".
Вследствие традиционной малограмотности духоборцев в первые периоды их существования, у них нет письменного изложения их учения. Подобно квакерам, духоборцы полагают, что бог пребывает в душе каждого человека. Памятью человек подобен Богу-Отцу, разумом - Богу-сыну, волею - Святому духу. Бог духовно пребывает в человеческой душе, а чувственно-в природе. Души людей существовали до сотворения мира и пали вместе с другими ангелами. Теперь, в наказание, они посылаются на землю и облекаются в тела. Первородного греха духоборцы не признают. Небо и ад понимают иносказательно.
Духоборцы верят в переселение душ: душа праведника переселяется в тело живого праведника или новорожденного, а душа неверующего или преступника - в животное. Христос воспринимается как обычный человек, одаренный божественным разумом. Духовенство отсутствует, священство отвергается. Божественное происхождение Библии признается, но одновременно с тем утверждается, что каждый человек имеет право брать из нее только то, что для него полезно.
Зародившись в Екатеринославской губернии, духоборчество в короткое время распространилось по Харьковской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской, Астраханской, Пензенской губерниям, на Дону, в Сибири и Финляндии. Распространению духоборчества во многом способствовала их тихая, трезвая, праведная жизнь.
Сразу после своего образования духоборцы находились в мирных отношениях с властями, однако впоследствии подверглись преследованиям со стороны церковной и светской власти, депортировались, ссылались на каторгу.
В 60-е годы XVIII в. из под влиянием духоборцев сформировалась секта молокан.
По указу Александра I духоборцев освободили от преследований и переселили в степную местность в Мелитопольском уезде, с освобождением на 5 лет от податей и полным самоуправлением. Затем, по указу Николая I, в 1839 г. духоборцев депортировали в Ахалкалацкий уезд Грузии, причислив к особо вредным сектам.
В июне 1895 года духоборцы организовали близ Тифлиса демонстративное сожжение большого количества оружия. За это губернатор Тифлиса устроил побоище и разрушил духоборческие деревни.
В 1898 - 1899 гг. с разрешения императора и по приглашению квакеров более семи тысяч духоборцев стараниями своего лидера Петра Веригина эмигрировали в США и Канаду. Часть духоборцев была вывезена на Кипр английскими квакерами.
В конце XIX в. духоборцы распались на малую и большую партии, в которые вошли соответственно более обеспеченные и менее обеспеченные общины. Американо-канадские духоборцы распались на три группы: Православные духоборцы Канады, Общество независимых духоборцев и свободники.
В 1905 г. 200 духоборцев прибыли в Канаду из Якутии. Канадские духоборцы вступили в конфликт с правительством Канады и в 1908 г. вынуждены были переселиться в количестве 6 тысяч человек в Британскую Колумбию.
В 1991 г. российские духоборцы провели съезд в г. Целина Ростовской области, на котором объединились в единую организацию "Союз духоборцев России".
Общая численность духоборцев на конец XX в. составляет около 100 тысяч человек, проживающих во всех районах России, Азербайджане, Грузии, Средней Азии, Украине, Канаде и США. По этническому составу преимущественно русские.