Последователи радикального направления в протестантизме, основанного в Англии в 1649 г. Джорджем Фоксом.
Термин "Quakers" - букв. "трясущиеся" - первоначально применялся в ироническом смысле. Самоназвание: Society of Friend - общество друзей. Название секты происходит из-за того, что в начальный период существования во время молитв квакеры впадали в религиозное исступление, сопровождавшееся судорожными движениями. Сами квакеры впоследствии стали объяснять это название трепетом перед словом Божьим.
Квакеры проводят идеи христианского гуманизма и индивидуализма, отвергают церковную догматику и культ, избегают военной и гражданской службы, клятв, присяги и общественных обязательств.
Идеологически квакеры отвергают не только католические, но и ортодоксальные протестантские доктрины.
Квакеры разработали доктрину абсолютного бескомпромиссного пацифизма, категорически отвергая всякое насилие даже в целях самозащиты. В основе доктрины лежит идея наличия внутри каждого человека божественного света, т.е.частицы Бога. Эти же идеи лежат в основе полной веротерпимости квакеров.
В основе вероучения квакеров лежит представление о том, что в душе каждого человека присутствует Бог, человек способен его чувствовать и следовать внутреннему призыву. Бог при этом является одновременно имманентным, т.е.участвует во всей жизни человека, и трансцендентным, т.е.бесконечно превосходит человека.
Высшая истина в учении квакеров заключается не в исповедании веры, не в книгах и проповедях, а во внутреннем божественном голосе человека. Внутренний свет адекватно воплощен в Библии, которая
рассматривается как необходимый источник религиозной истины. В то же время Библия, согласно учению квакеров, нуждается в интерпретации посредством "внутреннего света".
У квакеров отсутствует сложная догматика; в своей вере они исходят прежде всего из реального
опыта богопознания. Отвергается обязательность богослужения, таинства и обряды, в том числе крещение и причащение.
По воскресениям квакеры собираются вместе и погружаются в молчание, ожидая озарения от Святого духа. Молчание длится до тех пор, пока кто-нибудь не почувствует потребность что-нибудь сказать.
Браки между квакерами осуществляются на основе обещания верности, данного в присутствии старейшин.
В первую очередь к движению квакеров примкнули различные мелкие протестантские секты: сикеры, фамилисты, рантеры и некоторые анабаптисты.
Сразу после основания течения английское правительство начало преследовать квакеров, преимущественно из-за идей пацифизма, поэтому многие из них начиная с 1656 г. переселились в Америку. В Америке квакеры получили поддержку в лице английского богача Вильгельма Пенна, который в 1680 г. получил за долги целую провинцию (впоследствии Пенсильванию) и поселил в этой местности эмигрантов-квакеров.
В начале января 1661 г., в связи с выступлением в Лондоне радикальной секты "люди Пятой монархии", против квакеров начались репрессии. Джордж Фокс был арестован, произведены массовые аресты среди членов течения. В Лондоне были запрещены собрания квакеров и баптистов.
В ответ на репрессии в январе 1661 г. лидеры квакеров подписали "Декларацию безобидных и безвинных людей Божьих, именуемых квакерами, против всех заговорщиков и бойцов в мире", которую представили королю и его совету. Декларация явилась своего рода манифестом и до сих пор является официальным документом, выражающим отношение квакеров к властям и вопросам войны и мира.
В 1689 г. квакеры получили свободу вероисповедания согласно Закона о веротерпимости Вильгельма III. В США же преследования квакеров продолжались до XIX в.
Квакеры оказали значительное влияние на религиозную и культурную жизнь Западной Европы и США.