Христианская
ересь позднего средневековья.
К анабаптистам относились представители радикальных протестантских сект эпохи
Реформации, критически относившихся ко многим церковным обычаям и ритуалам. В основе вероучения анабаптистов - идея о том, что в каждом верующем живет Дух Божий, освящающий верующего и руководящий всей его жизнью. Все церковные законы анабаптистами воспринимались как ограничение свободы Духа, действовавшего в верующих.
Название течения (греч. anabaptizo - вновь погружаю) происходит от практики повторного крещения взрослых человек.
Анабаптисты расходились с традиционным христианством в трактовке воплощения
Христа, не рассматривали
Священное писание
как абсолютный авторитет, считая основой религии личную веру. Анабаптисты выступали за упразднение феодальных и церковных привилегий и зачастую за коллективное землевладение. Осуществление этих действий анабаптисты считали началом практической реализации царства божьего на земле.
Впервые анабаптизм появился в Германии, в г.Цвиккау, в 1520 г. Руководили сектой
Томас Мюнцер, Николай Шторх и
Марк Штюбнер. За анархические выступления
Мюнцер вскоре был изгнан из Цвиккау и начал проповедовать по всей Германии. Оставшиеся в Цвиккау анабаптисты подняли восстание против городских властей. Часть восставших было арестовано, часть во главе с
Шторхом и Штюбнером переселилась в Виттенберг. В 1522 г. анабаптисты были изгнаны и оттуда.
Мюнцер, возглавивший отряд восставших в Крестьянской войне в Германии (1524 - 1525), в 1525 г. был схвачен и казнен. После этого в Германии начались преследования анабаптистов. Анабаптизм продолжал развиваться в Швейцарии и Нидерландах. Только в 1529 г. в Германии возникла новая группировка анабаптистов, основанная выходцами из Нидерландов
Иоанном Матисеном и
Иоанном Боккольдом. Выдавая себя за пророков, они основали в 1534г. в г.Мюнстере так называемую Мюнстерскую коммуну. Все не принявшие новое крещение были изгнаны, а город осажден мюнстерским епископом.
Матисен вскоре был убит в бою, а
Боккольд объявил себя мессией, короновался и создал двор по аналогии с королевским. Он назначил по аналогии с апостолами 12 помощников. Анабаптисты в осажденном городе проводили время в кутежах, завели многоженство и практически прекратили оборону. В 1535 г. Мюнстер был взят епископскими войсками.
Боккольд и все его приближенные были казнены.
После поражения анабаптисты бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию, позже многие переселились в Северную Америку.
После переселения в учениях анабаптистов возобладали эскапистские и пацифистские настроения, а общие идеи переустройства сменились эсхатологическими ожиданиями и надеждой на второе пришествие
Христа. Анабаптисты и их преемники (меннониты,
гуттерское братство) отвергают насилие, ношение и применение оружия, осуждают присягу как идолопоклонство, отрицают военную и государственную службу.
Некоторые идеи анабаптизма были переняты баптистами и
квакерами.