Группа православных сект, объединенных общим названием и общей идеей ношения белых одежд. Как правило, выбор цвета одежды обосновывается противопоставлением дьявольского, черного, и ангельского, белого.
Первое появление белоризцев отмечено в 1836 г. в деревне Садки Донецкого округа. Основатель секты - маляр Борис Маргунов. Приверженцы секты носили исключительно белую одежду и стремились к преимуществу белого цвета в быту. Одежду черного цвета жгли в огне и топили в реке. Скот черной масти распродавали или забивали.
Донецкие белоризцы стремились к максимальному упрощению обрядности. Иконы и распятия использовались без окладов и украшений, Евангелия - без переплета.
Белоризцы подвергались преследованиям со стороны церковных и светских властей, вследствие чего стали носить и черную одежду, но при этом подклад всегда делали из белой ткани.
В середине 60-х годов XIX в. секта белоризцев появилась во Владимирской губернии. Ее основатель - крестьянин Николай Лукин, который в 1865 г. основал у себя дома тайную молельню белоризцев.
Владимирские белоризцы пользовались только медными крестами и иконами, как правило, собственного изготовления. Одежда - исключительно белые рубахи и белые льняные пояса. Христос на образах изображался с крыльями, что дало основания предполагать о связях секты с христововерами. Паспорта и деньги отвергались. Браки считались блудом, поэтому белоризцы хотя и создавали семьи, но жили в них целомудренно. Существовал запрет на употребление в пищу мяса и вина.
Ученые XIX в. определяли учение владимирских белоризцев как синтез вероучений русских сект того времени - христововеров, молокан, старообрядцев. Белоризцы не молились о здравии царя, видимая иерархия церкви отрицалась,
таинства отвергались. Среди белоризцев была расхожей поговорка: "всяк сам себе архиерей и священник". Сектанты считали, что у церкви есть единственный глава - Иисус Христос - и все христиане подчинены только ему.
Владимирские белоризцы крайне негативно относились к всем других направлениям христианства, как официальным, так и сектантским, считая себя одних истинными и духовными христианами.
Вследствие широкого распространения секты к началу 80-х годов XIX в. и своеобразия ее культа она получила большую известность.
Несколько позднее владимирских появились симбирские безоризцы. Симбирские белоризцы имели две ветви. Первая основана крестьянином Василием Писцовым и имеет старообрядческое направление. Помимо ношения белых одежд, отличаются двуперстным крещением и использованием старопечатных книг. В церковь не ходят. Вторая основана мещанином Алексеем Клюжевым, который расходился с Писцовым во взглядах на вероучение. Клюжевские сектанты близки к христововерам. Церковь посещают по необходимости, только для крещения и причащения. Отвергают мясо, яйцо, молоко, лук, хрен, табак.