Христианская
монашеская ересь. С греческого евхиты, а с еврейского мессалиане - "молящиеся". Секта появилась во второй половине IV в. в монашеских общинах Сирии и Малой Азии. Евхиты ставили молитву превыше всего и считали единственным средством к спасению.
Согласно учению евхитов, каждый человек в силу происхождения от Адама приносит в мир злого демона, во власти которого он находится. Крещение, вопреки учению ортодоксального христианства, не освобождает человека от злой власти, и лишь усердная молитва может изгнать демона. При молитве же на место изгнанного демона приходит
Святой дух и обнаруживает себя тем, что освобождает тело от волнений, страсти и наклонности ко злу. Вследствие такого вселения
Святого духа становятся ненужными ни подвиги для обуздания тела и духа, ни таинства, ни
Святое писание, ни вообще какая бы то ни было церковная обрядность.
Евхиты отрицали догмат о Троице, представляя, как и
модалисты, все три лица Троицы формами проявления одного и того же бога. Все материальное евхиты, как и гностики, считали злом.
Евхиты проводили время в праздности и созерцании, избегая всякого труда. Для евхитов были характерны мистические пляски, которым они предавались для усиления эффекта молитв.
Евхиты долгое время скрывали свои наклонности и устремления. Только в IV в. антиохийскому епископу Флавиану удалось обличить главу евхитов Адельфия, после чего сектанты подверглись светскому и духовному преследованию.
Несмотря на репрессии, евхиты тайно существовали до XI в. в восточных монастырях. В XI в. они проявились во Фракии, но с несколько видоизмененным под влиянием гностицизма и манихейства учением. Как и евхиты IV в., эти сектанты считали молитву единственным средством к спасению и путем к нравственному совершенству. Фракийские евхиты широко использовали магию и теургию, а также искусственные средства для достижения экзальтированного состояния.
Фракийские евхиты имели своеобразную христологическую теорию, согласно которой
Бог-отец, управляющий надзвездными сферами, имел двух сыновей: старшего
Сатанаила (Сатанаки) и младшего
Христа. Старший сын господствовал над земным царством, а младший - над небесным.
Сатанил отошел от Бога-отца и основал на земле независимое царство,
Христос же, оставшись верным отцу, заступил на место старшего сына и должен разрушить царство
Сатанаила и восстановить мировой порядок.
Фракийские евхиты преследовались византийским правительством, а в XII в. растворились в
богомильской ереси.