Еретическая синкретическая секта в русском православии. Является своеобразным продолжением идей стригольничества. Возникла в Новгороде в 1470 г. под влиянием прибывшего из Литвы в свите брата князя киевского Симеона - Михаила Александровича - караима еврея Схария. По преданию, Схарий обратил в иудейскую веру попов Дионисия и Алексия, но посоветовал им скрывать свою приверженность, на словах же исповедовать
христианство.
Многие идеи жидовствующих, дошедшие до нашего времени, существенно искажены при последующих, как правило, критических, описаниях.
В основе ереси жидовствующих - первые в русском сектантстве попытки реализации рационалистических взглядов на религию.
Жидовствующие являлись строгими монотеистами и отрицали догмат о Троице и божественность Христа. Согласно вероучению жидовствующих, Бог-отец существует в единственном лице, без Святого духа и Бога-сына. Все, относящееся в Ветхом завете к Святому духу и Богу-сыну, следует толковать буквально. Бог-сын должен пониматься не по существу, а по благодати; при этом считалось, что он еще не родился. Исторический Христос - не бог, а простой человек, сын человеческий, пророк, который, погибнув, не мог воскреснуть. Из этих положений жидовствующие делали вывод, что изображение Троицы на иконах - грех.
Жидовствующие отвергали причастие, духовную иерархию, праздновали субботу и практиковали обрезание. Поклонение иконам отвергалось вследствие запрета Моисея поклоняться любому творению человеческих рук. По некоторым свидетельствам, также отрицалась веру в загробную жизнь.
Идея монашества порицалась жидовствующими как искажение естественного образа жизни.
В 1480 г. ересь проникла к Москву через новгородских священников-жидовствующих Алексея и Дениса, приглашенных Иваном III и назначенных протопопами Успенского и Архангельского соборов. Первоначально движение вызвало большой интерес среди образованного духовенства и придворных. В течение нескольких лет ересь развивалась тайно, лишь в 1487 г. несколько пьяных священников в Новгороде стали открыто хулить православную веру. В этом же году архиепископ новгородский Геннадий начал активную борьбу с жидовствующими.
К 1488 г. сущность вероучения жидовствующих под влиянием гонений и религиозных споров существенно видоизменилась, перейдя к полному отрицанию большинства христианских догм и истин.
Ересь жидовствующих, кроме чисто духовного аспекта, имела и определенную экономическую подоплеку. Жидовствующие требовали от церкви оказаться от владения земельным имуществом и крепостными, тогда как многие землевладельцы, страшась скорого конца света, передавали церкви свои владения, чтобы монахи молились за них "до скончания времен". После присоединения в 1478 г. Новгорода к княжеству Московскому Иван III изъял в свою пользу более половины земельных владений богатейших новгородских монастырей, чем фактически занял сторону жидовствующих.
Следующим шагом Ивана III было изъятие в свою пользу земель у московских монастырей, что вызвало негодование московских иерархов и их стремление присоединиться к противодействию жидовствующим. В 1488 г. архиепископу Геннадию удалось собрать церковный собор, постановивший казнить всех еретиков.
В 1491 г. архиепископу Геннадию удалось собрать второй собор, который предал сторонников ереси из духовенства проклятию и приговорил их к заточению. Тем не менее борьба с ересью была затруднена, так как еретики имели сильную поддержку при дворе (особенно в лице снохи Ивана III Елены) и среди руководства церкви, в частности нового митрополита московского Зосимы, полностью следовавшего политике Ивана III и, вероятно, также бывшего сторонником жидовствующих. Деятельность жидовствующих на практике не была наказана, и сектанты лишь временно прекратили активную деятельность.
После 1492 г. деятельность жидовствующих вновь активизировалась. Это было связано с тем, что 1492 год считался концом 7 тысячелетия с сотворения мира и, согласно Ветхому завету, концом мира. По прошествии 1492 г. жидовствующие получили в руки мощное идеологическое оружие против православной церкви в виде ошибочного предсказания конца мира, неоспоримо доказывающего ложность ветхозаветных преданий. Сами жидовствующие использовали летоисчисление по иудейскому календарю.
В 1495 г. противникам жидовствующих удалось сместить митрополита Зосиму. В 1499 г., путем сложных дворцовых интриг, московское духовенство вызвало неудовольствие Ивана III придворными сторонниками ереси.
В 1502 г. Елена и ее младший сын были арестованы. На соборе 1503 г. одному из главных противников жидовствующих - Иосифу Волоцкому - удалось уговорить Ивана III совершить на закате жизни душеспасительное дело - наказание еретиков. В результате несколько еретиков были преданы проклятию и казнены, остальные отправлены в тюрьмы. С этого времени ересь постепенно теряет свое значение и исчезает.