Русская секта протестантского происхождения. Название происходит от немецкого Die Stunde - "час".
Основы штундизма были занесены в Россию вюртембергскими немцами в 1817 г., пропагандировавшими идеи Ф.Шпенера. Собственно секта возникла среди русских и украинских крестьян, в основном молокан и духоборцев, в середине 60-х годов XIX в. под влиянием немецких колонистов-протестантов, преимущественно баптистов. Штундисты заимствовали многие вероучительные и культовые элементы у сект духовных христиан и толстовцев. В состав штундистов вошли некоторые русские лютеране, кальвинисты, анабаптисты.
Первым проповедником штундизма в России считается реформатский пастор немецкой колонии Рорбах, (Херсонская губерния) Карл Бонекемпфер.
Штундисты проповедуют поклонение богу только истиной и духом, а не наружно; считается, что религия должны быть в сердце. Поклонение иконам и кресту расценивается как идолопоклонством. Посещение увеселительных заведений и употребление алкоголя считается грехом.
Штундисты считали, что Богородица и святые - это обычные люди, которые не могут ходатайствовать за людей перед богом. Следовательно, каждый человек должен молиться сам за себя, а не надеяться на церковь и святых. Христос считается единственным пастырем человеческих душ.
Таинства в аспекте воздействия заключенного в них Святого духа на верующих штундистами отрицались. Штундистские богослужения максимально упрощены и состоят в произнесении импровизированной молитвы одним из участников собрания и пении духовных псалмов. В качестве символа веры в штундизме принято изложение веры, составленное в 1849 году на первой генеральной конференции немецких баптистов в Гамбурге.
Штундисты на протяжении всей своей истории находились в тесной связи с баптистами. Основное отличие баптизма от штундизма - наличие сохранение пресвитерианского чина, обязанности которого возлагались на наиболее подходящих членов секты для проведения обрядов и ритуалов. Оба вероучения - баптизм и штундизм - развивались в России параллельно, дополняя друг друга.
В 1870 г. в деревнях Основа и Игнатовка Херсонской губернии штундисты впервые выступили открыто. В 1871 г. в деревне Константиновка прошло первое собрание штундистов. В этот же период начались репрессии против штундистов. Многие их лидеры (в том числе и руководители секты Михаил Ратушный, Иван Рябошапка и Герасим Балабан) были арестованы.
Собравшийся 1873 г. по инициативе В.А.Пашкова и барона Корфа съезд представителей сектантских общин хотя и не выполнил задачу объединения сект различных направлений, но оказал большое воздействие на дальнейшее развитие штундизма.
Формальное отделение штундистов от Русской православной церкви началось в 1874 г., когда один из лидеров штундизма, Лесицкий, выйдя из тюрьмы, начал открыто проповедовать баптизм.
С 1874 по 1876 гг. штундисты начали массовое перекрещивание православных в баптизм. Центрами штундизма стали Киев и Таращанский уезд. К этому времени свормировалось организационная структура штундизма. Каждая штундистская община численностью более 25 человек имела рукоположенного проповедника. Большие общины управлялись церковными советами, во главе которых стояли пресвитеры, благовестники и дьяконы. Для поддержания в обществе дисциплины все постановления церковных советов авторизовались периодическими областными конференциями.
В 1878 г. закончилось следствие по делу штундистов сел Основа и Игнатовка. Ратушный и Балабан были оправданы, что укрепило позиции штундизма и баптизма и способствовало их дальнейшему распространению.
Для массовой евангелизации крестьян штундистами были созданы две организации: "Союз русских баптистов" (в 1884 году) и "Евангельский христианский союз" (совместно с пашковцами). Благодаря деятельности этих организаций, к 1914 году в России насчитывалось уже 31 тысяча евангельских христиан.
Из-за вероучительных разногласий штундизм разделился на старо-штундизм (штундо-баптизм, или плотская штунда), признающий водное крещение взрослых, и младо-штундизм (духовная штунда), не имеющий строгих правил в отношении христианских таинств и находящийся в очень тесной связи с евангельскими христианами.
В конце 70-х годов XIX в. штундисты окончательно слились с баптистами, однако их разрозненные секты существовали самостоятельно вплоть до начала XX в., именуя себя "русскими баптистами".
С 1905 г. штундизм, баптизм и евангельское христианство с быстротой стали распространяться по всей России от юга и Кавказа до далеких окраин Сибири. К этому периоду относится большое количество издаваемых сектантами журналов: "Христианин", "Братский листок", "Баптист", "Радостная весть", "Сеятель", "Ежедневное Библейское чтение".
В 1907 г. евангельские движения России, инициированные штундизмом, на конференции в Санкт-Петербурге объединилось во "Всероссийский Евангельский Союз", который поставил себе задачей распространение евангельского учения в русском народе путем устной проповеди и евангельской печати, и проведение этого учения в жизнь посредством просветительных и благотворительных учреждений. В рамках "Всероссийского Евангельского Союза", для подготовки миссионеров немцами-штундистами открыты в Лодзи и Ревеле богословские семинарии с преподаванием на русском языке, и конфессиональное училище для детей-сирот в г. Харькове.