Одна из групп меннонитов. Другие названия — Меннонитская братская община,
новоменнониты. Появление этой группы связано с расколом среди российских
меннонитов в 1860-е гг. (первоначально в меннонитских колониях на реке Молочной,
а затем и в других местах).
Под влиянием проповедей лютеранского пастора Э. Вюста, объезжавшего в 40-е —
начале 50-х гг. XIX в. немецкие колонии в России, часть меннонитов стала
высказывать недовольство своими церковными собраниями и образовала движение,
получившее название вюстизм. Вюстовцы провозгласили себя «прощёнными грешниками,
которых ждёт рай». В 1855 из группы вюстовцев, живших в Мариупольском округе,
выделилась секта гюпферов (от нем. hüpfen — прыгать), заканчивавших моления
радениями с плясками, прыганьем и т. п. Гюпферы из колоний на реке Молочной
положили начало сформировавшейся в 1860 Меннонитской братской общине, или
новоменнонитам. Первым духовным руководителем новоменнонитов стал А. Унгерн,
находившийся под заметным влиянием баптизма. К 1865 гюпферство изжило себя,
баптистское же влияние на новоменнонитов усилилось.
В 1872 новоменнонитские общины объединились в Союз новоменнонитского братства, и
в том же году состоялась их первая конференция. После трудных переговоров
правительство признало их в качестве самостоятельной религиозной организации, и
они получили название братские меннониты. В 1870-е гг. многие из них
эмигрировали в Америку, образовав там впоследствии Меннонитскую братскую церковь
Северной Америки.
Братские меннониты приблизились в некоторых отношениях к баптистам, в частности,
они заменили крещение обливанием на крещение погружением. В 1963 братские
меннониты примкнули к созданному в 1944 Союзу евангельских христиан-баптистов. Численность братских
меннонитов составляет в СНГ приблизительно 60 тыс. Живут они в России
(преимущественно в Сибири), Казахстане (Караганде и других местах) и Киргизии (в
основном в Бишкеке).