В октябре 1517 года профессор Виттенбергского университета Мартин
Лютер (1483 - 1546 год н.э.) в 95 тезисах против индульгенций подверг
критике католическую систему отпущения грехов
и ее догматические основы. Это выступление получило широкий резонанс и
фактически стало началом Реформации. Важную роль в этом сыграло новое христианское
вероучение, выдвинутое Лютером. Согласно
католическим воззрениям, спасение души невозможно
без посредничества церкви между человеком и богом. Отсюда проистекает особый
статус духовенства, значение деятельности человека, его заслуг перед богом,
в число которых было внесено выполнение всех церковных обрядов. Главным
принципом нового вероучения Лютер провозгласил
спасение верой, которое даруется человеку не по заслугам, а милостью божьей.
Утверждая чисто личное отношение человека к богу, Лютер
отверг существование всей иерархии католической
церкви. Пересмотрев учение о семи таинствах,
Лютер признал отвечающими Писанию лишь
три из них - крещение, причастие и
исповедь.
Позиция Лютера не затрагивала существующие
социальные и политические структуры. Такая позиция отвечала интересам умеренного
крыла Реформации, прежде всего среднего класса (бюргерства). Представления
плебейских масс и крестьянства выразил Томас Мюнцер.
К концу 1520-х годов лютеранское учение утвердилось в ряде немецких
княжеств и городов, особенно в Центральной и Северной Германии. Попытка
императора Карла V в 1529 году навязать восстановление католического
порядка привела к еще большему сплочению сторонников реформированной
церкви. Именно тогда возникло понятие "протестантства".
В 1555 году в результате победы, одержанной немецкими протестантами в войне
против императора, им удалось по Аугсбургскому миру добиться официального
признания своих прав на основе принципа "чья власть, того и вера".
Лютеранство сохранило от католицизма и признает истинным лишь то, что не противоречит Священному писанию: церковную организацию, епископат, Литургию с таинственным
пониманием Евхаристии, крест, свечи, органную музыку и т.д. На практике имеет только два таинства:
крещение и причастие (хотя Катехизис Лютера допускает и исповедь). Церковь понимается
только как невидимое сообщество оправданных и возрожденных личной верой.
Раннее лютеранство отвергало идеи синергизма, которые были приняты лютеранством впоследствии с оговоркой, что исправление человека происходит не с помощью естественных сил человека, а с помощью дарованной ему благодати.
Лютеранство четко разграничивает духовную жизнь
христианина от внешнего ее порядка, полностью отказывается от культа святых, икон, мощей
и реликвий, от паломничества к святым местам.
Общее число лютеран на конец XX века - 85 миллионов человек.