(1491 - 1556)
Основатель (в 1540 г.) ордена иезуитов.
19 мая 1521 года в сражении с французами под Памплоной испанскому рыцарю Игнатию
Лойоле вражеская пуля раздробляет правую ногу, и эта пуля приобретает в истории
христианства небывалое значение. Она порождает, если можно так выразиться,
сильнейший орден католической церкви - орден иезуитов. Каким же образом? Тяжело
раненный рыцарь Игнатий Лойола целый год лежал в постели, испытывая сильнейшие
боли. Лежа на одре болезни, он обдумывает свою дальнейшую карьеру. Рыцарем при
испанском королевском дворе он больше уже не может быть; не может он быть и
рыцарем-миннезингером, то есть певцом своей "дамы сердца". Что ему остается
делать? Ему попадают в руки "жития католических святых", и отчаяние его,
хромого, разом кончается. Он посвятит себя рыцарским подвигам на другом поле
битвы! Он будет воином святой католической церкви! Королем его будет
Иисус
Христос, а "дамой сердца" святая дева Мария!
Покинув одр болезни, Игнатий Лойола совершает путешествие к гробу Господню и,
вернувшись, поступает в испанский университет в Алкале. У него нет никаких
материальных средств, и он вынужден просить милостыню на пропитание. Его не
смущают никакие трудности жизни. Через некоторое время он переселяется в Париж и
продолжает здесь свою учебу. Здесь же, в Париже, он основывает свое общество -
"общество Иисуса". Среди его первых последователей уже известные люди,
католические миссионеры Франц Ксавье и Петр Фабер.
В 1537 году они отправляются в Рим, где на папском престоле сидит папа
Павел III
- дальнозоркий политик. Он сразу учуял полезность "общества Иисуса" для выгод
католической церкви, и в 1540 году утверждает новый орден. Правилами этого
"ордена иезуитов" являются строжайшая дисциплина и полная самоотверженность.
Кроме трех обетов, обязательных для всех монахов, а именно - обетов нищеты,
целомудрия и послушания, в ордене иезуитов установлен еще четвертый обет:
полного послушания папе.
Орден иезуитов, надо сказать, является чудом организаторского гения Игнатия
Лойолы. В короткое время он превратился в настоящий форпост католической церкви
и стал во главе всей контрреформации. Следуя своему основному принципу - "цель
оправдывает средства", - он повсюду наносил ощутительные удары делу Евангелия. За заслуги перед церковью был канонизирован в 1622 г.