Шотландский проповедник, идеолог и основатель (в 1826 г.) сектантского течения ирвингиан в протестантизме. За трактовку человеческого воплощения Христа и эсхатологические устремления в 1833 г. был отлучен от церкви.
Основателем "Новоапостольской церкви" был известный в истории
христианства проповедник Эдвард Ирвинг. Он родился в южной Шотландии 4
августа 1792 г., изучал богословие в Эдинбурге, а в 1819 г. в Глазгове
стал помощником проповедника д-ра Томаса Чальмерса - известного
основателя шотландской Свободной церкви.
Ирвинг, несмотря на свои пламенные проповеди, не имел в Глазгове успеха
и был рад, когда в 1821 г. был приглашен на служение проповедника в
Лондон. Здесь своими блестящими проповедями он приобрел большой
авторитет. Но необходимо особенно отметить, что он был убежден в скором
конце мира и считал, что он призван быть пророком для своего народа. Вот
почему в своих проповедях Ирвинг обрушивался на "вавилонскую"
испорченность церкви, проповедовал скорое пришествие Христа.
В Лондоне Ирвинг примкнул к "пророческой школе" богатого банкира
Друммонда, которая занималась эсхатологическими вопросами, то есть
последними событиями в истории мира, и особенно вопросом о скором
пришествии Христа.
Если руководительница адвентистского движения Эллен Уайт говорила, что
Христос переносит Свое пришествие из-за греха церкви в неисполнении
субботнего дня, то Ирвинг учил, что Христос пришел бы давно, если бы
церковь соблюдала 11-й стих четвертой главы Послания к Ефесянам - о пяти
видах служителей в церкви: апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и
учителей.
В это же время в Шотландии проповедник Кэмпбелл положил начало движению,
подобному движению Ирвинга в Англии. Движение, начатое Кэмпбеллем, стало
проповедовать необходимость новой Пятидесятницы. Последователи Кэмпбелла
взывали горячо к Богу о новом излиянии Святого Духа, а также о
ниспослании Его даров. И вот 21 марта 1830 г. в деревушке Ферникерри в
Шотландии одна портниха получила дар иных языков; а в семье одного
плотника начали проявляться необыкновенные исцеления.
Радость верующих была неописуемая; все были уверены, что Бог ответил на
горячие молитвы о новой пятидесятнице и послал дары Святого Духа. Это
было время раннего пятидесятничества. Современное пятидесятничество
родилось в XX веке. Итак, дар "иных языков", а также дар исцеления
проявились. Но не было еще апостолов, и вот в собраниях верующих начали
раздаваться молитвы: "Господи, пошли нам апостолов!".
Движение "Новоапостольской церкви" быстро развивалось. Появлялись все
новые группы ее последователей, и их особыми признаками были иные языки,
исцеления больных и пророчества.
Все эти явления не одобрялись Англиканской церковью, и Ирвинг был лишен
ею права духовного служения. Это произошло в 1833 г. Последствием этого
было то, что Ирвинг образовал самостоятельную церковь.
Исключение Ирвинга из Англиканской церкви сильно подорвало его авторитет
среди верующих. Руководство движения "Новоапостольской церкви" все
больше ускользало из его рук и вскоре перешло к Теплину, который был
"пророком" в этой церкви и пользовался большим влиянием. 31 октября 1832
г. он провозгласил Джона Кардела первым "апостолом" новой церкви. Кардел,
со своей стороны, рукоположил Вильяма Кэрда на "евангелиста", Друммонда
- на "ангела" или пастыря, также и Ирвинга - на "ангела" его церкви в
Лондоне.
Ирвинг был этим очень огорчен, но был вынужден подчиниться
"апостольскому" авторитету Кардела.
Во время посещения Шотландии Ирвинг умер 5 декабря 1834 г. в Эдинбурге.
Новоапостольская церковь и после смерти Ирвинга непрестанно расширяла
свои шатры. В 1834 г. она имела пять апостолов, а в следующем году число
их возросло уже до двенадцати.
Теперь, при полном числе "апостолов", Новоапостольская церковь решила
приступить к своей мировой миссии. Весь мир был поделен на двенадцать
районов, и каждый из 12 апостолов получил свой район. С великой
ревностью "апостолы" приступили к своей работе.
Таким путем общины Новоапостольской церкви были насаждены в Америке,
Голландии, Дании, Германии, Италии и Франции, и движение приняло мировой
характер.