Христианская
ересь раннего средневековья. Организационно сформировалась после распада
францисканского ордена на
конвентуалов (сторонников монастырской жизни, отвергавших строгий орденский устав) и спиритуалов (сторонников нищеты и строгого ригоризма).
Спиритуалы придерживались специфической точки зрения на природу
Христа, разделяя божественную и человеческую сущности и рассматривая каждую из них в отдельности, причем основное внимание уделялось божественной сущности.
В 1254 г. спиритуалы поддержали идеи Иоахима Флорского, изложенные в его книге "Вечное Евангелие", о наступлении тысячелетнего царства справедливости, которому должен предшествовать суд над выродившейся церковью и развращенным миром.
Под влиянием радикальной части спиритуалов возникли две радикальные еретические секты -
фратичелли и фагелланты.
При папе Иоанне XXII (1316-1334) спиритуалы подверглись преследованиям. Против них была написана булла "Quoramdam", предававшая спиритуалов отлучению от церкви за осуждение ими накопления богатств, хранение продуктов и ношение роскошной одежды.
Спиритуализм осужден на XV Вселенском соборе.