Христианская
мистическая секта. Основана в начале XIII в. в Рейнских областях, по одному мнению, Амальриком Бенским, по другому - Артлибом.
Характерной особенностью существования секты было ее происхождение из великосветских кругов и резкий для своего времени антагонизм с официальной церковью. Братья свободного духа отвергали всяческую внешнюю сторону богослужений.
Секта придерживалась пантеистических и спиритуалистических воззрений и находилась в тесной связи с ортодоксальными мистиками сен-викторской школы. В основе вероучения секты лежал постулат о том, что все существующее есть Бог, а потому различия между Богом и человеком нет. В этом состоянии, все, что делает человек - хорошо; в церкви, нравственном законе и любых других связывающих "свободный дух" сущностях он больше не нуждается. Добродетель есть нечто второстепенное; многие из братьев считали, что дел, совершаемых телом, нельзя ставить в вину душе.
В силу божественности своей природы человек может достичь божественной благодати при земной жизни, без посредничества церкви. Братья свободного духа отвергали церковные таинства, обрядность, духовенство.
Братья свободного духа проповедовали собственное нравственное совершенство, утверждая, что могут подавлять все чувственные побуждения и противостоять любому искушению. Для испытания и демонстрации добродетели они практиковали нудизм, что дало основания их оппонентам обвинять их в распутстве.
Секта получила широкое распространение в ремесленных торговых городах Германии, Нидерландов, Северной Франции и Северной Италии.
Братья свободного духа преследовались как светской властью, так и инквизицией. Соборы в Кельне и в Трире постановили уничтожить секту, после чего большая часть приверженцев секты отказалась от своих убеждений.
В конце XIII в. часть сектантов слилась с беггардами. Секта существовала до середины XV в., ее идеи нашли свое отражение в период Реформации.