Христологическая ересь. Возникла в конце VIII в. в Испании и Франции под влиянием несторианства и отчасти ислама. Приверженцы адопционизма, основываясь на решениях Халкидонского собора 451 г., проповедовали единство богочеловеческой личности Христа, не созданной из существа Бога-отца, а сотворенной предвечно. Таким образом Христос рассматривался в двух ипостасях - божественной как сын божий и человеческой как усыновленный (adoptivus) милостью божьей.
Идей адопционизма придерживались видные деятели церкви и богословы: архиепископ толедский Элипанд, епископ ургелийский Феликс, епископ Аскарик, богослов Дунс Скотт и д.р. Адопционисты были обвинены в несторианстве. На Регенсбургском соборе 792 г. епископ Феликс отрекся от своих взглядов.
Вторично адопционизм был осужден на Франкфуртском соборе 794 г., где был сделан вывод, что богом усыновлена не человеческая природа, а сам человек. Впоследствии адопционизм был осужден как ересь на Римском 799 г. и Аахенском 800 г. соборах. Деятельное участие в борьбе с адопцианами принимал папа Адриан I.
Адопционизм исчез в начале IX в.