Экстатическая молоканская секта мистической ориентации. Возникла в среде молокан, высланных правительством в Закавказье. Основана в 30-е годы XIX в. Лукианом Петровым, учившим, что во время богослужений собравшиеся вместо исповеди должны сопеть друг на друга, чтобы взаимно освятиться и очиститься от грехов. Идеологом секты стал Максим Рудометкин (Комар), крестьянин Тамбовской губернии.
В основе вероучения прыгунов - сильнейшие эсхатологические мотивы.
Культ прыгунов отличается особой экзальтацией, во время молитвенных собраний верующие прыгают с пением стихов до изнеможения, добиваясь снисхождения Святого духа. Этот обряд, вероятно, заимствован у христововеров и объясняется примером царя Давида, который "пред сенным ковчегом скакаше играя".
Прыгуны готовили себя к наступлению тысячелетнего блаженства постом, молитвами и строгими постами. Многие мистически настроенные аскеты при этом достигали степени крайней экзальтации; среди них появлялись люди, якобы способные непосредственно общаться с Святым духом.
Во время собраний прыгунов сошествие Святого духа выражалось, как считали прыгуны, в том, что руки молящихся начинали сами собой приходить в движение, тело прыгуна начинало раскачиваться, затем дрожать и притопывать, и затем самопроизвольно переходило к прыжкам и пляскам.
В 40-е годы XIX в. Рудометкин установил особый род прыганья для больших праздников: прыгающие должны были образовать из себя круг, взявшись левыми руками, а правые оставляя свободными, и вертеться на месте до истощения сил, пока не падали на пол и не начинали пророчествовать. Кончалось моление братским поцелуем со словами: "Прости меня". Среди прыгунов популярна глоссолалия, свидетельствующая о сошествии Святого духа.
В 1857 г. Рудометкин в селе Никитине в присутствии большого количества народа "венчался на царство" и возложил на себя "корону царя духовных христиан", за что был сослан в Соловки, а впоследствии заключен в Суздальскую крепость при Спасо-Ефимьевском монастыре, где и скончался в 1877 г.
Прыгуны отказывались от армейской службы, что вызывало их систематические преследования.
Прыгуны празднуют субботу, еврейскую пасху и еврейский праздник кущей, основываясь на том, что об этих праздниках говорится в Ветхом завете.
Наибольшее распространение в XIX веке прыгуны получили в Закавказье. К концу XIX в. в среде прыгунов появились сильные мистические тенденции, что привело к их сближению с христововерами.
После смерти Рудометкина секта прыгунов ослабла, часть сектантов вернулась в молоканство, часть перешла к молоканам-субботникам.
Несмотря на все проблемы, к 1900 г. численность прыгунов достигала 9 тысяч человек.
В конце XIX - начале XX века в среде прыгунов обострились противоречия и конфликты как между рядовыми верующими и руководителями, так и между адептами секты и светскими властями, что привело к усиленной эмиграции, преимущественно в Калифорнию. Общее число прыгунов, эмигрировавших в Калифорнию, оценивается в 3500 человек.
В 20-е годы XX в. остатки прыгунов, именующих себя максимистами в честь Максима Рудометкина, получили определенную известность тем, что категорически отказывались принимать участие в любого рода общественных мероприятиях - коллективизации, участии в профсоюзных и пионерских организациях и т.п.
В настоящее время небольшие группы прыгунов имеются в России, США, Армении и Азербайджане.