Мистическое и религиозно-политическое течение в православии. Возникло в Византии в XIV в. в среде афонских монахов под влиянием религиозно-теоретических изысканий Григория Синаита, Григория Паламы и Николая Кавасилы.
В основе вероучения исихастов - идея о существовании вечного, несозданного божественного света, появившегося во время преображения Христа, присутствующего в мире как благодать и просиявшего афонским аскетам-отшельникам в награду за их духовные подвиги. Божественный свет как сущность является абсолютно непознаваемой и трансцендентной для человека.
При этом богочеловек Христос соединяет две абсолютно различные и несовместимые природы-сущности. Для человека, как тварного существа, такое уникальное соединение невозможно. Человек может соединиться с Богом лишь через энергию.
Необходимым условием восприятия божественного света исихасты считали мистическое созерцание, сосредоточение, аналогичное медитации, строгий аскетизм, пренебрежение личностью, смирение перед богом. В качестве средства сопротивления воздействию внешнего мира практиковалось полное молчание.
Исихасты активно выступали против зилотов, требуя гражданского мира, и при поддержке Константинопольского собора 1341 г. одержали над ними идеологическую победу. В отличие от варлаамитов, исихасты основные доблести императора отождествляли с нравственными добродетелями.
Вероучение исихастов оказало существенное влияние на православную идеологию. Их последователями были, в частности, Нил Сорский и Сергий Радонежский.