Еретическое течение в русском православии. Основано в 1149 г. Мартином, доказывавшим, что православие представляет собой уклонение от истинного христианства, которое сохранилось у греков и исказилось во время передачи в Россию.
Ересь Мартина представляет собой смесь ересей латинского происхождения, преимущественно докетических, с армянскими христианскими учениями.
Согласно Мартину, у Христа имеется лишь одно естество. Рождение Христа бесплотно, а его видимая плоть, зарожденная на небе, вочеловечилась через деву Марию, "пройдя как через канал".
Приверженцы ереси Мартина считали субботу постным днем; совершали литургию на чистом неразбавленном вине и пресном хлебе; на просфорах вырезали не крест, а распятие; крестное знамение совершали слева направо; имя Христа писали как "Исус". Проскомидия была упразднена. Интересное нововведение коснулось сторон света: любое пение псалмов совершается лицом на запад; при совершении таинств крещения, хиротонии и венчания следует ходить по направлению движения солнца; вечерни и обедни совершаются выходом из алтаря через южные ворота; при постройке церкви алтарь должен быть обращен на юг.
В 1157 г. в Киеве собрался церковный собор, обсудивший толкования Мартина. По заключению собора Мартин был подвергнут анафеме и согласился отречься от всех пунктов своего учения, за исключением положения о естестве и происхождении Христа.
Для окончательного решения вопроса Мартин был принудительно отправлен в Константинополь на суд патриарха и по решению последнего сожжен на костре.
Существует ряд мнений священнослужителей и религиоведов XIX в., что большая часть положений, приписанных Мартину, была придумана последующими историографами для проведения аналогий со старообрядчеством и осуждения его.