Русская синкретическая секта. Возникла в конце XVII в. в среде крепостных крестьян центральных губерний России.
В основе вероучения субботников - ветхозаветные принципы в сочетании с иудаистской культовой практикой. Догмат о Троице отрицается, признается ветхозаветное единобожие. Отвергается почитание икон, мощей, креста. Суббота считается праздничным днем. В богослужебной практике используются древне-еврейские молитвы, переведенные на русский язык.
К XIX в. субботничество получило широкое распространение и насчитывало не менее 30 тысяч приверженцев. Общинная сплоченность субботников вела к росту их благосостояния и способствовала формированию преуспевающей верхушки секты.
С 1825 г., в период царствования Николая I, усилились репрессии против субботников. Многие приверженцы секты были приговорены к каторге, остальные высланы в Закавказье. В этот период из среды субботников выделилось течение героев, преимущественно из числа руководителей сект.
К субботникам относится секта караимитов, существующая в Крыму и, по преданию, берущая свое начало непосредственно от пророка Моисея. Караимиты не признают Талмуд, почитая исключительно Ветхий завет, и не совершают обрезание.
Начиная с конца XIX - начала XX в. с жидовствующими-субботниками объединяется часть молокан-субботников.
К концу XX в. численность субботников незначительна, они проживают в основном в центральных областях России и Закавказье.