Родился 17 июня 1703 года в семье пастора. Он был пятнадцатым ребенком. На
службе англиканской церкви стоял не только его отец: еще его дед и прадед были
представителями духовенства.
Когда Джону было десять лет, отец привез его в Лондон для учебы в школе
Чартерхаус. Там он получил солидное образование, пожалуй, самое хорошее, какое
можно было получить тогда в Англии. Он изучал древние языки, математику и
естественные науки.
В семнадцать лет Джон окончил школу и начал учиться в университете Оксфорда.
В этом же университете учился его родной брат Чарльз, и там они создали
небольшой студенческий кружок пиетистского характера, целью которого было
достижение истинного благочестия. Это было в 1729 году. Кружок занимался
изучением Библии, совместной молитвой и взаимным назиданием. Недруги
подсмеивались над этим кружком и называли его в шутку "святым клубом". Благодаря
некоторой методичности в достижении благочестия, члены кружка Веслея получили
также прозвище "методистов". И это название - вначале как насмешка - стало
впоследствии почетным названием для миллионов христиан, образующих ныне
методическую церковь. В 1732 году к кружку Веслея примкнул и Джордж Уайтфильд.
Сдав государственные экзамены, Джон Весли сначала работал в качестве помощника
своего отца в Линкольншире, а потом его назначили членом Совета
Линкольн-колледжа, - должность, которую он занимал в течение 25 лет.
В октябре 1735 года Джон и его брат Чарльз поехали в Америку. Джон хотел
вступить в должность капеллана в Саванне, штат Джорджия, тогда как Чарльз должен
был приступить к должности секретаря у основателя и губернатора этого штата,
генерала Оглторпа. Джон регулярно проводил богослужения, посещал каждый дом и
основывал школы для детей переселенцев. Он также попытался привлечь к своей
образовательной системе индейцев, но те, однако, уклонились.
В Америке братья Веслей имели мало успеха, и в великом разочаровании вернулись
на родину. Здесь они встретили одного гернгутеровского проповедника, по имени
Петр Белер, который указал обоим братьям путь к решительному обращению ко
Христу, как это практиковалось в "Братской общине" гернгутеров; результатом
этого было то, что 24 мая 1738 года Джон Веслей пережил свое сознательное
обращение ко Христу.
Летом этого же 1738 года Джон Веслей совершил поездку в Германию и провел две
недели в "Братской общине" в Гернгуте. Дни пребывания в Гернгуте были для Веслея
весьма полезными: он познакомился всесторонне с жизнью и деятельностью "Братской
общины" гернгутеров и имел возможность еще раз убедиться в их живой вере и
огненной любви ко Христу. Но от него не ускользнули и отрицательные стороны
пиетизма, и особенно его слишком "панибратское" отношение к Иисусу Христу.
В Англию Джон Веслей возвратился, имея свой самостоятельный взгляд на будущее
устройство Методистской церкви и ее работы.
Оба брата Веслей и их друг Уайтфильд выступили одновременно с удивительно
успешной проповедью Евангелия. Одаренные редким талантом проповеди, Джон Веслей
и Уайтфильд привлекали в церкви небывалое количество слушателей, и вскоре
английское духовенство начало смотреть на их деятельность с недовольством и
недоброжелательством. В результате им было запрещено проповедовать в зданиях
англиканских церквей. Это привело к тому, что Уайтфильд начал проповедовать
Евангелие под открытым небом, получив тем самым возможность проповедовать
Евангелие еще большему количеству людей. Его примеру последовал и Джон Веслей,
хотя и не без смущения. Он сам говорит об этом так: "Мне трудно было свыкнуться
с этим методом проповеди, и я должен был преодолевать свое смущение, чтобы
проповедовать благую весть Евангелия вне церковной обстановки".
Деятельность Джона Веслея и Джоржа Уайтфильда была необычайно успешной. Они вели
борьбу с "новым богословием" и заблуждением деистов (модернистов). Они в ярких
красках рисовали грядущий суд Божий и звали людей к покаянию и обращению ко
Христу, как Спасителю грешников
Брат Джона Веслея - Чарльз известен в истории христианства не столько как
проповедник, сколько как великий поэт духовных песен, которые поются не только в
методистских церквах
Методизм был замечательным явлением и в том отношении, что в нем, кроме
богословов, стали допускаться до проповеди и рядовые члены церкви.
Удивительно высок был в методизме и дух материального служения. Методисты
самоотверженно строили один молитвенный дом за другим и покрыли в конце концов
всю Англию своими "часовнями".
Так как Джон сознавал, какое важное значение имеет литература для
распространения Благой Вести и ввиду своей учености был расположен к
литературному творчеству, он написал около 300 книг и произведений на такие
темы, как богословие, история, логика, естествознание, медицина и музыка. Кроме
того, он издал много духовных книг. Они были просто оформлены, чтобы люди могли
приобрести их за небольшую плату. Эта деятельность так быстро расширилась, что
Весли в конце концов основал свое издательство. В дальнейшем он напечатал много
сотен песен, часть из которых вышла из-под пера его брата Чарльза.
Джон Весли умер 2 марта 1791 года, в глубокой старости, в возрасте 88 лет. Но
начатое им дело росло и уже более 200 лет продолжается методистской церковью