(1320 или 1324 - 1384)
Выходец из семьи небогатого джентльмена. Английский богослов, профессор Оксфордского университета, основатель антикатолической ереси английских лоллардов (виклефистов), один из основоположников Реформации. Требовал секуляризации церковных земель, отвергал необходимость папства, обрядов и таинств.
До 1366- 1367 г. занимался исключительно вопросами физики, логики и философии, придерживаясь идей Р.Бэкона. Богословской деятельностью занялся после переговоров с папскими нунциями о злоупотреблениях римской курии в Англии, которые проходили в Брюгге в 1374 г.
Виклеф пропагандировал преимущество светской власти над духовной и отстаивал незыблемость сословий и королевской власти. Его перу принадлежит развитая впоследствии протестантами идея о том, что к церкви бога принадлежат только те, кто живет в соответствии с законом Евангелия, а кто длительное время поступает вопреки новозаветным заповедям, тот не может быть членом церкви.
Виклеф учил, что каждый человек прямо связан с богом без каких-либо посредников. Следовательно, церковь как промежуточное звено между человеком и богом не нужна. Для обеспечения возможности прямой связи человека с богом Виклеф требовал перевести Библию с традиционно латинского языка на национальные и использовать ее только в переводе.
В 1377 г. был привлечен лондонским епископом к суду прелатов за антипапские высказывания. В 1378 г. папа издал специальную буллу, осуждавшую учение Виклефа, однако королевский двор и Оксфордский университет вступились за Виклефа..
После поражения крестьянского восстания 1381 г. придворные и дворянство отошли от Виклефа. Оксфордские богословы осудили 12 тезисов Виклефа. В 1382 г. лондонский духовный суд добился осуждения Виклефа со стороны Оксфордского университета. После этого Виклеф скрылся в Лёттерворте, где продолжал заниматься богословием.
Скончался от удара во время церковной службы. В 1415 г. Констанцский собор объявил Виклефа еретиком и в 1428 г. повелел сжечь его останки.
Учение Виклефа и при его жизни, и после смерти до самой Реформации было популярно в низших слоях населения как в Англии, так и в материковой Европе, особенно в Чехии, где идеи Виклефа легли в основу идеологии гуситов.
Автор работ: "О церкви" (De Ecclesia), "О евхаристии" (De Eucharistia) (1379), "О богохульстве" (De Blasphemia), "Триалог" (Trialogus), "Евангелический труд" (Opus Evangelicum), "О семи смертных грехах", "О гражданской власти" (De Civili Dominio).