Родился в Антиохии около 347, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер
вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала
все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано
обратился к углублённому изучению Священного Писания.
Святитель Мелетий
Антиохийский наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой
Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в
ссылку императором Валентом в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором
Мопсуестийским учился в местной богословской школе у опытных наставников
подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.
Когда скончалась мать святого Иоанна, он принял иночество. Вскоре святого Иоанна
сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако, он из
смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал
«Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского
богословия. Четыре года провёл святой в трудах пустынножительства, написав
«Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и
преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два
года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединённой пещере.
Для восстановления здоровья святой Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В
381 году епископ Мелетий Антиохийскнй посвятил его во диакона. Последующие годы
были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о
девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана
и язычников».
В 386 году святой Иоанн был рукоположен во пресвитера. На него возложили
обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим
проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы
наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно
дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца
слушателей. В этот период он написал толкования на многие книги Священного
Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на
праздники, в похвалу святых и слова апологетические. Слава замечательного
пастыря и проповедника росла.
В 397 году, после кончины Константинопольского патриарха, архиепископа Нектария,
святой Иоанн Златоуст был вызван из Антиохии для поставления на
Константинопольскую кафедру в качестве патриарха. Он начал с главного — с
духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам.
Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание
нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Много трудов положил
святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввёл антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина
елеосвящения.
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице
святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена
императора Аркадия (395—408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы
и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не
уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю
разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто
святитель в
своём поучении о суетных женщинах имел в виду её. Суд, составленный из иерархов,
обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить святого Иоанна и за
оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь
изгнанием. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть Иоанна и немедля послала письмо
изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос
пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся собор, постановивший изгнать
святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената,
последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла
Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное
осуждение угодника Божия.
Находясь в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В
многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и
своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал
своих приверженцев. Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но
враги его не унимались. Из столицы пришёл приказ перевести его в глухой Питнус
(Пицунду, в Абхазии). Истощённый болезнями святитель, в сопровождении конвоя,
три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы
оставили его. Причастившись Святых Таин, вселенский
святитель со словами «Слава
Богу за все!» отошёл ко Господу 14 сентября 407 года.
Святитель Иоанн Златоуст был погребён в Команах. В 438 году по инициативе
святого Прокла, Патриарха Константинопольского, мощи святителя были перенесены в
столицу. По преданию, во время этого события народ возгласил единым голосом:
«Прими престол свой, отче!», а уста святителя, лежащего в гробу нетленным,
отверзлись, и он возгласил «Мир всем!»