Апостол Иоанн был сыном Зеведея и Саломии. Мать Иоанна была сестрой
Марии, матери Иисуса. Иоанн и его старший брат Иаков помогали отцу,
занимавшемуся рыбной ловлей (Мф 4:21). Видимо, Зеведей не был бедным человеком,
т.к. вместе с ним, кроме его сыновей, рыбачили и наемные работники (Мк 1:20).
Сначала Иоанн был учеником Иоанна Крестителя, к-рый и направил его к Иисусу.
Т.о., Иоанн, как и Андрей, стал одним из первых учеников Христа (Ин 1:40). Иоанн
входил в число трех самых близких учеников Иисуса. Вместе с Петром и Иаковом он
был свидетелем воскрешения дочери Иаира (Мк 5:37), преображения Иису-са (Мф
17:1), присутствовал при Его молитве в Гефсимании (Мк 14:33). Вероятно, обоим
сыновьям Зеведея было свойственно проявлять чрезмерное рвение, поэтому Иисус
нарек их "Воанергес" - "сыны грома" (Мк 3:17). Об этой черте их характера
свидет-вует и их желание "огнем с неба" истребить самарян, отказавших Иисусу в
гостеприимстве (Лк 9:54), и просьба посадить их самих по правую и по левую руку
от Него, т.е. предоставить им лучшие места в Царстве Божием (Мф 20:20,21; Мк
10:35 и след.).
Особенно за-метна роль Иоанна в последние дни земной жизни Иисуса. На Тайной
Вечере он, возлежа у груди Господа, спросил у Него, кто же окажется предателем
(Ин 13:23 и след.). Когда арестованного Иисуса допрашивал первосвященник, Иоанн,
вместе с Петром, проник во двор дома Каиафы (Ин 18:15,16), в то время как
остальные апостолы в страхе разбежались. Он бесстрашно стоял у креста рядом с
Марией, и Иисус перед смертью вверил Свою мать его заботам (Ин 19:26,27). Иоанн
был свидетелем смерти Иисуса (ст. 35).
После воскресения Господа, когда женщины в испуге бежали от Его гробницы,
Иоанн и Петр, войдя в нее, увидели лежащие пелены. Иоанн вошел в гробницу вслед
за Петром, "и увидел, и уверовал" (Ин 20:1-10). Видимо, по тому, как лежали
пелены, Иоанн понял: то, что здесь произошло, не было делом рук человеческих.
Впоследствии Иоанн присутствовал при явлениях Воскресшего, в том числе и у
Тивериадского моря (Ин 21:1 и след.). В разговоре с Иисусом Петр спросил Его,
что будет с Иоанном. Господь ответил, что судьба Иоанна находится исключит. в
Его руках. Неправильное истолкование Его слов породило мнение о том, что Иоанн
не умрет (ст. 20-23).
В книге Деяний св. апостолов Иоанн изображен действующим вместе с другими
апостолами, и в первую очередь - с Петром. Они исцелили хромого, были схвачены
храмовой стражей и предстали перед синедрионом, но затем были отпущены (Деян 3:1
- 4:23). Вскоре после этого Иоанна вместе с другими апостолами вновь схватили,
но затем все они были освобождены из темницы ангелом. После нового задержания и
повторного допроса арестованных, избив, снова отпустили (Деян 5:17-42). Позднее
Иоанн сопровождал Петра в Самарию (Деян 8:14).
Наряду с Петром и Иаковом Иоанн почитался столпом (Гал 2:9) Церкви. Более о
нем, не считая сведений, приводимых в его собств. писаниях, в НЗ ничего не
говорится. Согл. заслуживающему доверия преданию, Иоанн был схвачен в Риме и
отправлен в ссылку на о-в Патмос "за слово Божие и свидетельство Иисуса Христа".
Там он удостоился великого откровения о будущих судьбах Церкви и мира, к-рое и
изложил затем в Апокалипсисе, Откровении Иоанна Богослова. Вернувшись из
изгнания (Откр 1:9), он возглавил церковь в Эфесе, где выступал против Керинфа,
боролся с учением докетов и написал свое Евангелие. О времени и месте написания
посланий Иоанна достоверных сведений нет. Апостол умер в глубокой старости в
Эфесе. Иоанн был любимым учеником Иисуса (Ин 13:23; 21:20).