Цвингли был сыном богатого крестьянина. Он родился в 1484 году в горной
деревушке Вильдгаузене и получил образование в Берне, Вене и Базеле. Он пришел к
своим духовным воззрениям тогда, когда Мартин Лютер еще никому не был известен.
Как страстный почитатель знаменитого гуманиста Эразма Роттердамского, Цвингли
задался целью обновления христианства на гуманистических началах. Он хочет
вначале только одного: поднять церковь на более высокий нравственный уровень, не
думая ни о какой реформе учения церкви.
В 1516 году он был священником одного католического прихода в Гларусе; но через
четыре года был призван на служение в Цюрих. В это время в Швейцарии появился
францисканский монах Самсон со своими индульгенциями, и Цвингли, подобно Мартину
Лютеру, обрушился на него в своих проповедях.
Эта борьба Цвингли с продажей папских индульгенций привела его к реформаторской
деятельности. За борьбой с индульгенциями последовала его борьба с другими
непорядками церкви. В результате городской Совет города Цюриха, в поддержку
Цвингли, издает приказ, чтобы впредь все проповедники читали в церквах только
чистое Евангелие, за что так ратовал Цвингли.
В 1523 году в Цюрихе, как и в Виттенберге, начинается штурм икон и всяких
изображений в храмах, но Цвингли, в принципе соглашаясь с правильностью такой
борьбы с "идолами", не одобрял ничего того, что носило характер восстания и
насилия. Он был против алтарей, крестов и даже органов - все это должно было, по
его мнению, исчезнуть из церковного обихода, но только спокойно и без шума - под
руководством Совета города. Так и совершилось. Постепенно вся церковная жизнь в
Цюрихе совершенно изменилась.
В своих главных сочинениях - "Кратком введении в христианство" и в "Комментарии
к истинной и ложной религии" - Цвингли дал всем своим реформам богословское
обоснование, а Совет города Цюриха точно и планомерно проводил их в жизнь.
Реформы, которые предлагал Цвингли для проведения в жизнь, были всегда глубоко
продуманными. Он шаг за шагом сносил до основания все старое и воздвигал на
расчищенном месте новое здание церковной жизни, закладывая в него камень за
камнем.
Фундаментом для реформ служило для Цивнгли исключительно Священное Писание.
Евангелие было в центре всех его мыслей и планов, и на основании его он строил
новое здание Церкви.
Учение об оправдании верою занимало и в догматике Цвингли, как и у Лютера,
центральное место. Но что было характерно для реформации Цвингли, так это его
учение об обязанности власти заботиться о порядке и благополучии в церкви.
Дерзновенной рукой Цвингли соединяет в одно целое государство и церковь. Правда,
власть он видит пока перед собой только в лице Совета города Цюриха. И этот
Совет предоставляет себя в полное распоряжение реформации Цвингли. Вся жизнь в
городе - общественная и личная - принимает совершенно своеобразный вид. Всякого
рода увеселения либо регулируются, либо запрещаются. Запрещаются театральные
зрелища, не носящие серьезного нравственного характера. Ограничиваются танцы.
Люди привлекаются к ответственности за бранные слова и особенно за
сквернословие. И надо сказать, что в результате всего этого мораль населения
города Цюриха была значительно поднята.
Сам Цвингли был душой всех своих реформ. Он ходил по улицам города, наблюдая за
поведением граждан; он посещал мастерские, чтобы видеть труд работающих в них.
Он принимал участие в заботе о бедных, интересовался положением в школах. В его
собственном доме дверь была всегда открыта для всех, и почти ежедневно в своем
доме он сажал гостей, знакомых и незнакомых, за трапезу.
Такова была деятельность реформатора Цвингли, и город Цюрих уподобился острову
посреди моря, в котором господствовали злые стихии. Правда, в городе
существовала еще католическая церковь, был и епископ, было и верное папе
духовенство. Существовали и монашеские ордены. Но удивительно: ни один
представитель папской церкви не дерзнул сунуть палку в колеса реформации,
руководимой Цвингли и городским Советом. Эта неприкосновенность реформированного
Цюриха объясняется только тем, что Совет города беспрекословно следовал за своим
духовным вождем - реформатором Цвингли.
Была и другая причина неприкосновенности Цюриха: ведь он был единственным пока
городом в Швейцарии, который находился под влиянием Цвингли, и враги Реформации
не находили нужным идти против него в атаку.
Еще одна из причин стойкости реформированного города в том, что все свои реформы
Цвингли стремился созидать на нерушимом основании святой книги Библии.
Реформация не долго была уделом одного только города Цюриха. Идеи Цвингли
проникли и в другие швейцарские города, как-то: Берн, Базель, Констанц,
Шафгаузен и в другие места. Идеи Цвингли перекинулись даже в Южную Германию. Им
католицизм старался ставить преграды, но, как это ни удивительно, дело никогда
не доходило до религиозной войны.