Начиная с шестого века между западным и восточным монашествами стали появляться
значительные различия. Устроителем западного монашества стал Бенедикт. Он
родился в 480 году и в двенадцатилетнем возрасте был отправлен для учебы в Рим.
Недовольный беспорядочной жизнью своих сверстников, он через два года бежал из
Рима и в течение трех лет тайно жил в пещере. Вскоре он встретился с монахом по
имени Роман, который снабдил юного отшельника одеждой и регулярно приносил ему
пищу.
Наконец Бенедикт был открыт пастухами, которым он начал преподавать свои
поучения. Слухи о Бенедикте, проведшем несколько лет в пещере, стали
распространяться повсюду. Вокруг его личности создавался ореол легендарности.
Монахи монастырской общины находившейся недалеко от пещеры, где скрывался
Бенедикт, пригласили его к себе. Он нашел, что монахи ведут недостаточно строгий
образ жизни, и выступил в роли преобразователя монастырской общины. Но не всем
членам общины пришлось это по вкусу. Среди монахов нашлись и такие темные
личности, которые пытались отравить Бенедикта, примешав яд к его напитку. Но
сосуд с отравленным напитком, выскользнул из его рук и разбился, когда он
совершал молитву. Тут же удалось установить, что напиток был отравлен.
Бенедикт ушел из монастыря и вернулся в свою пещеру. Его слава все больше
распространялась, к нему стало приходить много народу и даже некоторые
представители римской знати. Постепенно Бенедикт основал двенадцать небольших
монастырей и во главе каждого из них поставил аббатов (слово "аббат" в переводе
на русский язык означает "отец"). Однако и здесь была сделана попытка устранить
Бенедикта, на этот раз путем клеветы.
После этого Бенедикт отправился в странствование. Наконец он остановился на горе
Кассино, недалеко от Неаполя, где воздвиг часовню, которая сделалась зародышем
монастыря, ставшего впоследствии родоначальником всех монастырей на западе.
Здесь Бенедикт в 529 году написал свой монастырский устав. В уставе он учел те
особенности, которые к тому времени уже слагались на западе. Своим уставом
Бенедикт старался установить точное положение и задачи для монастырских общин на
западе.
В 543 году Бенедикт умер. Его монастырская система распространилась по всей
Европе. В течение последующих веков, в мрачную эпоху средневековья, когда
римско-католические фанатики сжигали на кострах труды выдающихся ученых и
писателей, которые, по их мнению, противоречили Библии, в бенедиктинских
монастырях сохранились некоторые из этих трудов. Таким образом, бенедиктинцы
принесли большую пользу. Они занимались перепиской сочинений классической
языческой и христианской древности. И в этом отношении они принесли большую
пользу культуре. Наряду с некоторыми крайностями мы видим и положительные
стороны в их служении.